Подробный анализ стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина

Поэт Александр Сергеевич Пушкин известен во всем мире как один из самых одаренных и искусных мастеров художественного слова в истории русской литературы. Его перу принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений, ставших настоящими шедеврами не только литературы, но и всей русской культуры в целом. К таким бесценным жемчужинам относится и стихотворение «Анчар», написанное им в 1828 году.

В этот период Александр Сергеевич уже живет несколько лет в Москве. Сюда его вернул император Николай Первый после длительной четырехлетней ссылки на юг, в Кишинев.

Поэта отправили туда служить в 1820 году, заменив каторжные работы в Сибири. Такое смягчение наказания было позволено благодаря ходатайству Карамзина.

Причиной ссылки послужило вольнодумство поэта, проявленное им в эпиграммах на Аракчеева и других стихотворениях, не пришедшихся по вкусу императору Александру Первому. Оставив службу в 1924 году, Пушкин еще 2 года проводит в изгнании в Михайловском и лишь в 1826 году возвращается в Москву по личному приглашению Николая Первого.

Впечатления, полученные за годы ссылки, дают новый толчок развитию творчества Александра Сергеевича. Анализ стихотворения «Анчар» позволяет четко увидеть, что отныне основными мотивами Пушкина становятся темы верховной власти, свободы воли и борьбы человека с всесильным роком.

Сюжет стихотворения взят из легендарных рассказов о ядовитом дереве упас-анчар, произрастающем на острове Ява.

Анализ стихотворения Пушкина «Анчар» дает возможность разглядеть в образе ядовитого смертоносного растения символическое изображение неминуемой злой судьбы, превращающей дерево, издревле являющееся символом жизни и связи поколений рода, в слепое орудие смерти. Именно так, по мнению поэта, злой рок и тлетворный дух делают монархические традиции самодержавия в России губительными для ее народа.

Анализ стихотворения «Анчар» также показывает, что композиционно оно построено по принципу антитезы. Произведение четко разделяется на две противопоставляемые друг другу структурные части.

В первой из них поэт дает лишь подробное описание ядовитого «дерева смерти»: рожденное природой бесплодных «жаждущих степей», стоит оно «как грозный часовой» одиноко посреди пустыни «чахлой и скупой». Поэт намеренно сгущает краски, повторяя в каждой новой строфе описания губительной силы отравленного дерева: природа, породившая его в «день гнева», напоила смертоносным ядом «зелень мертвую ветвей» и все его целиком. Поэтому теперь отрава «каплет сквозь его кору» и с дождем стекает в «песок горючий».

Звуковой анализ первой части стихотворения «Анчар» поражает обилием в тексте произведения звуков «п» и «ч», на фонематическом уровне передающих мрачное и гнетущее настроение автора повествования и атмосферу «пустыни чахлой и скупой».

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина, особенно второй его части, показывает образ неумолимого и безжалостного владыки, посылающего на верную смерть своего преданного раба одним лишь взглядом. Этот образ противопоставляется образу ядовитого дерева и одновременно отождествляется с ним. Поэт как бы сравнивает два вида проявления злого рока: стихийное и самопроизвольное (ядовитое дерево) и намеренное изъявление человеческой воли. Анализ стихотворения «Анчар» дает нам понять, что в результате этого сравнения поэт приходит к выводу о том, что человек, в данном случае царь, отправивший раба на смерть «властным взглядом», намного более ужасен, чем воплощение самой смерти в виде «древа яда».

Комментарии