"Ваз 1111" - народный автомобиль

История самого маленького ВАЗовского автомобиля под названием "Ока" похожа на сценарий приключенческого фильма. Группа энтузиастов из числа ИТР завода по выпуску инвалидных колясок в городе Серпухов вознамерилась перестроить производство с одноместных мотоциклеток на четырехместное средство передвижения для инвалидов. Но поскольку мощности у завода колясок были недостаточными для таких преобразований, инженеры обратились к руководству АвтоВаза, предварительно согласовав вопрос в министерстве автомобильной промышленности.

Призыв энтузиастов из Серпухова был услышан, и проект по созданию микроавтомобиля запустили. Будущий автомобиль получил рабочее наименование "Ваз 1111". Работа предстояла непростая, так как готового шасси и двигателя не было, колес подходящего размера тоже. Пошла полоса компромиссов. Шины решили применить на 13 дюймов вместо расчетных 12-дюймовых. Это сразу снимало многие проблемы, ведь все ВАЗовские малолитражки ходят на шинах 13-дюймового размера. Вопрос о двигателе тоже был решен радикальным образом: взяли штатный мотор "ВАЗ 2108" и отрезали половину. После доработки получился двухцилиндровый, четырехклапанный, не слишком надежный, но все же двигатель "Ваз 1111". Хотя позже на машину стали устанавливать кондиционный 3-цилиндровый мотор китайского производства объемом 1,0 литра, мощностью 33 л.с., с инжекторным впрыском.

Пока решался вопрос силовой установки будущей машины, одновременно разрабатывались детали кузова. Сразу стало очевидно, что пороги получаются недостаточно прочными из-за очень широкого дверного проема. Но раз уж машина "Ваз 1111" готовилась для инвалидов, то уменьшение проема шло в противовес основным задачам и могло существенно ограничить свободу посадки-высадки человека с ограниченными возможностями. Дверной проем пришлось все-таки уменьшить на минимальную величину. Дальнейшее развитие проекта вдруг выявило тенденцию перехода микроавтомобиля из категории инвалидной коляски в полноценное транспортное средство. Законы рынка были неумолимы, и новая машина стала везде обозначаться как очередная модель АвтоВаза под названием "Ваз 1111 Ока". Открылось финансирование, в планах заводского менеджмента фигурировали совершенно другие цифры поверх прежних, и производство "Оки" стало разворачиваться в другом качестве. О варианте микроавтомобиля для инвалидов уже никто не вспоминал.

Выпускалась "Ваз 1111 Ока" в течение почти 20-ти лет, и поскольку машина была дешевой, то она в короткий срок стала «народным» автомобилем. Повышенный спрос на "Оку" держался довольно долго, но в конце концов ажиотаж начал понемногу спадать, и к 2006 году машиной перестали интересоваться. Розничные продажи замерли, и через некоторое время производство народного автомобиля пришлось прекратить. Тем не менее за годы производства "Оки" были сделаны две существенные модификации основной модели, пикап с открытым кузовом и фургон. Но обе разработки остались без применения, спроса не было. В 2008 году производство микроавтомобиля "Ваз 1111 Ока" было окончательно свернуто. А в январе 2013 года руководством ОАО "АвтоВаз" было сделано заявление о возобновлении производства народного автомобиля в полном объеме к 2020 году. Разумеется, в обновленном, модернизированном варианте, с применением новейших технологий.

Комментарии