Афанасий Фет: "Шепот, робкое дыханье". Анализ

Одним из наиболее знаменитых стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета, вобравшим в себя наиболее характерные приемы автора, является "Шепот, робкое дыханье...". Анализ данного стихотворения следует начать с той атмосферы, которую рисует перед нами поэет. Автор создает эффект плавной динамики, не используя при этом ни одного глагола: "колыханье сонного ручья", "изменения милого лица". Здесь проявляется знаменитая "безглагольность", которой славился Фет.

"Шепот, робкое дыханье", анализ которого предпринимался многими литературоведами, отличается также разделением переживаний лирического героя: первое четверостишье целиком посвящено звукам (к ним относятся и шепот, и дыханье, и соловьиная песня), во втором описываются визуальные образы (свет и тени, лицо возлюбленной), а в финале стихотворения - чувственные переживания героя.

При этом в последней строке заря играет кульминационную роль, подводя все чувства героя к их высшей точке.

Лирический герой проходит чувственную градацию от "робких" шепота и дыхания до "лобзания и слез" до зари, причем этот путь показан в виде отдельных, сменяющих друг друга кадров - поэт позволяет нам самостоятельно нарисовать в воображении образы стихотворения "Шепот, робкое дыханье". Анализ стихотворения невозможен без обращения внимания на нарочитое повторение элементов в строчках "Свет ночной, ночные тени. Тени без конца", которое создает элемент статичности среди сменяющихся картин ночи. С его помощью автор показывает "бесконечную" протяженность времени для влюбленных, что очень важно для лирического героя.

"Шепот, робкое дыханье", анализ которого мы проводим, принято относить к произведениям любовной лирики Фета. Но, как и в других характерных произведениях этого поэта, рядом с чувственными переживаниями лирического героя соседствуют наблюдения за состояниями природы. Автор чередует два этих источника впечатлений для создания цельной картины. Таким образом поэт показывает, что человеческие чувства сродни миру природы. В финале они объединяются в единое целое строчкой "И заря, заря!" Это слово здесь употреблено как в буквальном, так и в переносном смысле ( и потому дважды). Речь идет о "заре любви", сопровождающейся утренней зарей. Поначалу дополняющие друг друга, мир природы и мир чувств сливаются здесь воедино в образе нового начала.

Эпитеты, используемые автором ("волшебных изменений", "робкое дыханье", "милого лица"), показывают нежность отношений между влюбленными.

И сходное чувство мы видим в отношении лирического героя к природе - уменьшительно-ласкательное "тучки", "серебро ручья".

Мы видим, что не только автор, но и его персонаж воспринимают окружающий и внутренний мир как единое целое.

И важно учитывать эту особенность взгляда поэта, строя анализ.

"Шепот, робкое дыханье" - одно из ключевых произведений лирики Фета.

В нем автор создает с помощью образов "застывших мгновений" картину развития человеческих чувств и их связи с окружающей природой.

Не зря многие музыканты (Римский-Корсаков, Балакирев, Метнер и другие) отметили именно это стихотворение для создания своих композиций.

Комментарии