Узелковый батик: техника выполнения, мастер-класс для начинающих
Слово «батик», согласно одной из версий, состоит из двух слов («ба» означает «ткань», а «тик» - точка) и происходит из языка острова Ява. Это название появилось из-за особой технологии окрашивания материи с использованием капли воска. Сейчас это синоним росписи по ткани. Еще в Древнем Египте научились окрашивать сукно особым образом, стягивая его и опуская в воду с различными растениями, способными отдавать цвет. Такой технологией пользовались вплоть до XIX века. Историки костюма предполагают, что в Японии в VII веке стал очень популярен узелковый батик, или шибори, попавший в эту страну из Китая. Из-за культурных особенностей страны техника не распространялась за ее пределы, а культивировалась в небольших мастерских, где знания передавались из поколения в поколение. В Японии любой труд мастера по росписи ткани был приравнен к искусству художника. Чаще всего в технике узелкового батика создавали кимоно. Его не только погружали в цвет полностью, но и расписывали кистью сами узелки. Затем добавлялась роспись по уже высохшей ткани, вышивка шелковой и золотой нитью.
История возникновения шибори
Само слово «шибори» обозначает цвет индиго. Натуральный индиго получали из бобового растения под названием индигофера, которое произрастало в тропических странах и поэтому стоило дорого. Процесс окрашивания тканей был долгим, в результате чего стоимость изделий цвета индиго оказывалась очень высокой. В зависимости от длительности воздействия красителя на ткань, получались различные оттенки: от светло-бирюзового до насыщенного синего. Для получения яркого, сочного цвета изделия выдерживали в растворе около недели, периодически вынимая, высушивая и вновь опуская в чан с жидкостью.
Батик и синтетические краски
Только в 1859 году в результате синтеза появились анилиновые красители. После этого распространение синтетических красок было уже не остановить. На рынке становилось все больше различных оттенков. Узелковый батик часто ассоциируют с культурой хиппи – это касается очень ярких, кричащих цветов, в которые ее представители традиционно окрашивали свою одежду. Но, используя в работе сдержанные, холодные оттенки, можно создавать совершенно другие образы, более строгие и классические. Купив уже готовое платье или юбку, даже начинающим в технике узелкового батика легко создать вещь в собственном оригинальном стиле.
Варианты обработки материала
Многое в технике складного батика зависит от того, будет ли закрепляться краситель на каждом этапе обработки материала. Закрепляя краску на уже завязанной узелком ткани или на высушенной поверхности, можно получить очень разные эффекты. Вариантов много, именно поэтому в технике складного батика создается большое количество одежды. Многие мастера не разглаживают складки после того, как материал подсохнет. Но это можно сделать только при особых способах закрепления. Для того чтобы закрепить изделие паром, перед этим его все равно нужно разгладить.
Особенности техники
Роспись ткани в технике батик применяется в различных сферах: для декорирования одежды, предметов интерьера, аксессуаров. В этом виде рукоделия очень много возможностей и нет ограничений ни по возрасту, ни по уровню знаний. Применять можно различные краски разной степени закрепления. Техника выполнения узелкового батика достаточно проста: на ткани завязываются узелки, которые окрашиваются сначала в один цвет, затем складки меняются и материал окрашивают в другой цвет. Так, шаг за шагом, на ткани появляется необычный узор. Роспись маленькими узелками позволяет получить рельефную поверхность с плавным переходом цвета. Особенность техники в том, что можно работать как с отрезами ткани, так и с уже готовыми изделиями. Используя специальные зажимы и даже обычные камни, мастера придают изделию рельеф и гофрированность. Здесь не нужен подрамник и нет ограничений по размеру полотна. Окрасить можно любое количество материала. Другой вариант – сначала расписать ткань и только потом создать фон при помощи красителя. Необязательно использовать цвет на всем изделии, очень часто окрашивают только определенные детали.
Батик в интерьере
При окрашивании тканей в сдержанные оттенки синего цвета можно получить стильный текстиль для скандинавского интерьера. Яркие оттенки подойдут для создания акцентов в классическом или восточном стиле. Мастера складного батика создают картины, покрывала, шторы, декоративные подушки и даже абажуры для ламп, используя простые приемы и комбинируя различные способы нанесения краски для ткани. В зависимости от способа закрепления красителя, на материале могут оставаться красивые складки или же рельефные узоры. Это позволяет изготавливать объемные изделия.
Узелковый батик: мастер-класс
Складной батик - очень доступный вид рукоделия. Его могут освоить даже дети. Для начинающих узелковый батик - отличный вариант для знакомства с техникой ручной росписи. Приготовьте все необходимое: потребуется изделие из натурального материала, например льняная или холщовая сумка, а также специальные красители, ножницы, веревочка и емкость с водой. Краска для ткани понадобится особая, для окрашивания волокон растительного происхождения в холодной воде. Рисунок можно будет дополнить при помощи трафаретов, чтобы он выглядел интереснее, а также добавить объем при помощи контура с эффектом жемчуга. Перед окрашиванием сумки ее нужно выстирать и высушить, так как ткани пропитываются специальными веществами, которые могут не дать краске впитаться. Работать нужно только с чистым материалом. Погружать ткань для окрашивания будем в пластиковую емкость с 2 литрами теплой воды. Нельзя использовать для этой техники металлическую посуду и тазики. Перед началом работы для защиты рук от пигмента наденьте перчатки, а также накройте рабочую поверхность пленкой и на всякий случай приготовьте салфетки.
Подготовка и окрашивание изделия
Для того чтобы получить на ткани эффектные вертикальные полоски различных оттенков, сумку нужно собрать складками, похожим образом, как дети делают веер из бумаги. Теперь на одном конце изделия закрепляем бечевку и начинаем оборачивать ее вокруг сумки. Веревочка должна быть достаточно плотной, иначе орнамент не проявится. В зависимости от ее натяжения будет меняться и рисунок на материале.
Далее нужно приготовить краситель, разведя пигмент в воде температурой около 40 градусов. Внимательно прочитайте инструкцию от производителя краски и разведите ее в нужной пропорции. Часто вместе с красителем в комплекте идет соль для закрепления. Ее также нужно осторожно высыпать в емкость с водой, стараясь не вдыхать ее, а затем аккуратно перемешайте и погрузите материал в жидкость. Немного придавите ткань, чтобы краситель лучше впитался, и оставьте на время, указанное в инструкции. Обычно это 1-3 часа.
Обработка материала после окрашивания
Теперь изделие нужно вынуть и отжать. Веревочку можно разрезать или снять, чтобы затем использовать для декорирования этой же сумки. Раскрываем изделие и смотрим на результат. Далее по желанию можно снова опустить его в краситель для получения более плавного перехода цвета или же поместить ткань в пигмент другого цвета. В зависимости от времени, на которое погружается материал, получаются различные оттенки. После этого сумку надо высушить, прополоскать, чтобы избавиться от закрепляющей соли, снова подсушить – и изделием можно пользоваться.