Делаем анализ стихотворения Блока
Стихотворение «Фабрика» было написано Александром Блоком в ноябре 1903 года. Впервые в своем произведении молодой начинающий поэт затронул темы не столь романтичные, как во всем предыдущем периоде творчества при создании сборника «Стихи о Прекрасной Даме», работа над которым велась в 1901-1902 годах. Стих «Фабрика» является частью цикла «Распутья» (относящегося к 1902-1904 гг.), в который также входят стихотворения «По городу бегал черный человек», «Последний день», «По берегу плелся больной человек…», «Из газет» и другие. Данный цикл представляет собой первую попытку поэта-символиста обратиться к социальной тематике, затрагивая проблемы классового неравенства, непосильного труда рабочих, гнета правящих сословий и новых революционных умонастроений.
Анализ стихотворения Блока «Фабрика» показывает, что сам поэт глубоко сочувствует фабричным рабочим, нещадно эксплуатируемым фабрикантами, образ которых не прописан в стихотворении четко, но лишь отмечен мистическими упоминаниями «недвижный кто-то» и «черный кто-то». В этих упоминаниях таится гораздо больше зловещего смысла, чем в любом подробном описании, поскольку в природе человека инстинктивно заложено бояться всего неизвестного.
Анализ стихотворения Блока в данном случае показывает, что поэт не дает абсолютно никакого динамического описания событий, а словно взяв в руки краски и кисть, пишет в мрачных тонах картину жизни рабочих фабрики. Эпитеты «черный» и «недвижный», так удачно используемые Блоком, еще более, чем неизвестность, подчеркивают и усиливают зловещее впечатление от образа застывшего на стене «кого-то», считающего людей за глухо запертыми воротами.
Анализ стихотворения Блока позволяет нам увидеть, насколько плотно данное стихотворение наполнено различными символами, в совокупности своей создающими цельный зловещий образ фабрики-тюрьмы. Так, образ «глухо запертых ворот» лишь усиливает ощущение чего-то зловещего и скрытого внутри, в стенах фабрики. Также этот образ, наравне с эпитетом «неподвижный кто-то», придает дополнительное чувство статичности, окаменения, отсутствия жизни. В данном случае поэт использует прием лексического параллелизма, используя разные эпитеты для передачи и усиления одного и того же смысла.
Анализ стихотворения Блока в данном случае позволяет прочувствовать всю болезненность гнетущей атмосферы фабрики, на которой правит зловещая тишина и лишь «скрипят задумчивые болты». Ни шум шагов, ни крики людей, ни разговоры не слышны за воротами такой фабрики, словно они являются вратами в иной мир – загробный. Ощущение болезненности в стихотворении передается эпитетами «окна жолты» и «в жолтых окнах».
Двукратное упоминание желтого цвета лишь дополнительно усиливает эффект. Анализ стихотворения Блока позволяет понять, что намеренно используя вместо прилагательного «желтые» словоформу «жолты», поэт стремится показать читателю, что в данном случае первостепенное значение имеет не столько сам цвет, сколько именно передача с его помощью самого ощущения болезненности, исходящего от фабрики. На такой фабрике люди не работают, а находятся в рабстве, теряют здоровье и медленно погибают.