Лондонское метро: фото, название, история, интересные факты
Метро в Лондоне - такая же достопримечательность, как Эйфелева башня в Париже или Красная площадь в Москве. А его логотип с синей надписью Underground на красном круге известен на весь мир. За сутки его посещает до 5 млн человек. Чем же так привлекает туристов лондонское метро? Как называется и является ли оно самым крупным в мире?
Уникальность
Примечательность его в том, что это первое метро в мире. Первый подземный поезд, а точнее паровоз, тронулся в январе 1863 года. Для того времени это было колоссальным показателем прогрессивности страны. Запуск паровоза под землей тогда казался немыслимым и дорогостоящим чудом инженерной мысли.
Но это было сделано не ради достижения всемирной славы, а по необходимости. В Лондон съезжалось для трудоустройства столько людей, что наземного транспорта для их передвижения катастрофически не хватало, город изнывал в пробках и заторах.
История основания
История лондонского метро началась с того, что предприимчивый адвокат Чарльз Пирсон предложил городской железнодорожной комиссии рассмотреть его проект о подземной транспортной развязке. На тот момент под рекой Темзой уже был прорыт и функционировал подземный туннель для пешеходов, поэтому его предложение было воспринято с энтузиазмом.
После того как нашлись заинтересованные лица и спонсоры, была основана компания North Metropolitan Railway Co, а уже через 10 лет была открыта первая станция. Между прочим, тот тоннель под Темзой из пешеходного в 1869 году превратился в часть метрополитена, а первый его капитальный ремонт был проведен лишь в конце XX века.
Первоначальный метод
Первоначально метро рыли не под землей, а на ее поверхности. Вырывали широкую траншею в несколько метров глубиной, а сверху ее закрывали деревянными перекладинами, которые застраивали кирпичами. Местами траншеи даже не закрывали, и они по сей день являются полуоткрытыми.
С помощью этого способа станции получались неглубокими, не более 10 метров. Этот метод даже проще современного, но вскоре инженеры поняли, что так они парализуют на время строительства наземный транспорт и жертвуют многими постройками. С 1890 года стали рыть туннели щитовым методом, и станции, построенные таким образом, прокладывались уже на глубине 20 метров и более. Сейчас чуть более 1/10 всей протяженности лондонского метро построено открытым способом.
Бомбоубежище
Во время Второй мировой войны лондонское метро служило для жителей города настоящим бомбоубежищем и спасло множество жизней. Люди жили там, не выходя на солнечный свет месяцами. Прямо на путях чинили военный транспорт. Сначала блюстители порядка гоняли оттуда беженцев и бездомных. Но со временем поняли, что все больше и больше граждан Англии (и не только) стремятся укрыться от бомбежек в метро. Тогда властями было принято решение помочь им в этом и установить для них более 20 тысяч коек. Естественно, кроватей не хватало, многие спали просто на полу.
Через туннели эвакуировали множество женщин и детей. Зайдя в метро в одном конце города, можно было выйти в другом, ни разу не появившись на улице. Не менее 200 тысяч детей было эвакуировано подобным способом. Таким образом, лондонское метро спасло сотни тысяч жизней англичан. Об этом не забывают и сегодня.
Интересные факты о лондонском метро
- В XIX веке еще передвигались на паровозах, поэтому и в метрополитене впервые запустили не поезд, а именно паровоз, который перевозил 4 вагона. Под землей пар плохо уходил, и поэтому в первое время в лондонском метро было плохо видно из-за тумана, создаваемого паровозами во время работы. Что удивительно, на некоторых ветках паровозы можно было встретить до 1971 года.
- Метро сразу же стало востребованным и пользовалось популярностью у рабочего класса. В первый день открытия поезда перевезли 30 тысяч человек. И интервал пришлось сократить с 15 минут до 10.
- Изначально окон в вагонах не было. Стены, обитые тканью, давили на психологическое состояние людей, они ощущали себя как в психиатрической больнице. Постепенно в вагонах стали делать окна, чтобы ехать было приятнее.
- Самая глубинная линия – Центральная, она находится на глубине 74 метров и была открыта еще в 1900 году.
- Из-за траншейного метода закладки метро приходилось сносить дома, иногда частично. При этом фасад и соседние подъезды оставались целыми, а окна снесенного подъезда закрашивали краской.
- В 1899 году лондонское метро было на грани банкротства, так как его востребованность рабочим классом пошла на спад. Тогда его спас американец по имени Чарльз Йеркс.
- До 1905 года в лондонском метро не было электричества, все работало только с помощью паровых механизмов.
- Знаменитый логотип Underground появился только в 1908 году, до этого была надпись GENERAL, тогда же появилась и первая структурированная карта метро.
- Дословно Underground переводится не «метрополитен», а «подземка». А сами местные жители еще в 1890 году дали лондонскому метро название «труба», что на английском звучит как The Tube. Причиной этого явилось то, что в этом году станции стали закладываться на глубине.
- Впервые эскалатор в лондонской подземке установили в 1911 году на станции Earl’s Court.
- Карта, к которой все привыкли, появилась в 1933 и году и с тех пор внешне практически не менялась, только пополнялась новыми ветками и станциями. За образец схемы карты взяли схему электрической цепи.
- До 1987 года там разрешено было курить, а прямо на станциях стояли сигаретные лавки.
- До 1997 года многие поручни и ступени были деревянными, но в 1997-м на станции King Cross St. Pancras чуть не случился из-за этого пожар, и поручни стали постепенно заменять на металлические.
- Только с 2016 года метро стало функционировать и ночью, но только по выходным дням. В будни по-прежнему оно закрывается в час ночи.
- В начале XX века практически каждой линией метро владела независимая компания. Пассажирам, чтобы пересесть с одной ветки на другую, нужно было выйти на улицу и купить билет у другой компании.
- Родоначальник идеи открыть в Лондоне метро не дожил до его открытия год.
- Всего в метро 426 эскалаторов, а их протяженность сопоставима с длиной окружности земного шара, помноженной на два. Только на одной станции Waterloo их 23.
- Все туннели метро своей круглой формой обязаны моллюску-древоточцу, у которого раковина была круглой формы. Именно глядя на него, инженеры поняли, какой формы щитом рыть проще, а впоследствии определили, что и давление так распределяется равномернее.
- Биологами был открыт вид комаров, который больше нигде не был встречен, кроме подземки Лондона. Ученым остается только догадываться, как они там оказались. Одна из версий: кто-то привез их из экзотической страны случайно в багаже, и микроклимат метро им пришелся по вкусу.
- В 2011 году ежегодное число пассажиров превысило отметку в 1,1 млрд человек.
Стоимость проезда
Цена проезда в лондонском метро не фиксирована, существует множество тарифов. Добраться в одно и то же место можно дешевле или дороже, в зависимости от того, насколько удачно сделаны расчеты. Конечная цена поездки зависит от того, в какой зоне будет совершена поездка. Всего их шесть, и они различаются по степени отдаленности от центра.
Расплачиваться надо не жетоном, а с помощью прикладывания электронной пополняемой смарт-карты. Ее нужно приложить при входе и выходе, тогда система сама подсчитает, во сколько обошлась поездка, и спишет эту сумму с карты. Если денег на ней будет недостаточно, то баланс станет отрицательным, и деньги спишутся при следующем пополнении. Но каждый раз покупать и выкидывать карту невыгодно, так как на ней лежит залог 5 фунтов. Второй способ - это сразу при входе купить бумажную Travelcard с чипом по необходимому тарифу. Выйти на более дальней станции, чем та, за которую было оплачено, просто не получится, поскольку турникет не выпустит.
Детям проезд обходится дешевле, а до 5 лет он и вовсе бесплатный. Цена также зависит от возраста: чем младше ребенок, тем дешевле ему обойдется проезд. С 18 лет цена для всех будет одинакова. Кроме студентов, которые имеют скидку 30 % на проезд, и пенсионеров, которые имеют право на бесплатный проезд. Льготы есть и для туристических групп более десяти человек.
В английском метро принято стоять на расстоянии вытянутой руки друг от друга, не нарушая личного пространства, но склок из-за того, кто последний, при этом не бывает никогда.
Лондонское метро в цифрах
Самой первой открылась станция Metropolitan Railway. А самой первой веткой была Paddington – Farringdon, которая состояла из 7 станций. Сейчас в лондонском метро 270 станций, 14 из которых находятся в пригороде Лондона. Из 11 линий 4 – неглубокого залегания, а глубокого – 7.
Протяженностью метро более 400 км, но только половина из них находится под землей, остальная часть так или иначе пролегает на воздухе. Длиннее лондонского во всем мире только китайские метро. Самое длинное – это шанхайское, его протяженность составляет 588 км.
Оформление станций
Практически все станции лондонского метро оформлены более чем просто: обычная плитка, неширокие проходы. Это связано с тем, что изначально предназначение метро было чисто унитарным.
Несмотря на это, всегда можно узнать лондонское метро по фото. Его неповторимый дизайн уже сам по себе обрел некий стиль. Шрифт указателей и, конечно же, знаменитый логотип узнаваемы во всем мире. Возможно, лондонское метро не самое крупное в мире и уж точно не самое технологичное, но зато оно самое известное и старейшее.