Водитель-экспедитор: требования, обязанности, ответственность, зарплата
Транспортный отдел и грузоперевозки – это неотъемлемый элемент практически любой бизнес-структуры. Связующим звеном между разными компаниями, вне зависимости от вектора их деятельности, является водитель-экспедитор. Именно на него возлагается обязанность по доставке грузов из пункта А в пункт Б. При этом заказ клиента он должен перевезти максимально быстро, обеспечив его целостность и сохранность. Ответственность водителя-экспедитора за содержимое его автомобиля огромная, но вместе с тем у него есть и права, прописанные в должностной инструкции. Какие особенности есть у этой профессии, какие требования предъявляются к людям, претендующим на работу экспедитора, а также сколько они зарабатывают – далее в статье.
Водитель с дополнительным грузом ответственности
Водитель-экспедитор – это не просто извозчик, который день напролет крутит баранку своего автомобиля, а человек, отвечающий за вверенный ему груз, если не головой, так уж точно собственной репутацией. В тот момент, когда он подписывает документы о приеме товара и выезжает на маршрут, он становится обособленной частью компании. Тому, кто хочет стать экспедитором, необходимо понимать, что такая работа сопряжена с рядом трудностей, которые нужно преодолевать быстро и эффективно, принимая решения на собственное усмотрение.
Очень многое в подобной деятельности зависит от маршрута, на котором придется трудиться экспедитору. Работа в пределах одного города не сильно обременительна, но имеет свою специфику. Она обычно связана с торговлей, оказанием транспортных услуг, грузоперевозками, курьерской деятельностью. От водителя наниматели требуют хороших навыков вождения в городских условиях, знания даже самых отдаленных его районов, а также пригородной территории. Работа водителем-экспедитором вахтой – это вообще своеобразный образ жизни. Далеко не каждый человек сможет находиться в пути по нескольку дней, а то и недель, жить в машине или придорожных отелях, и большую часть времени быть в разлуке с домом и семьей. Но есть в этом и свои преимущества – достойная заработная плата, возможность бывать в разных городах, и даже странах, путешествия.
Пять в одном
Резюме водителя-экспедитора обычно вмещает в себя сразу несколько пунктов, в которых претендент на должность указывает свои навыки и умения. Профессиональный экспедитор - это «универсальный солдат», умеющий делать совершенно разную работу:
- Водитель. Каждое предприятие выдвигает свои требования к этому пункту, но наличие прав на вождение – естественное и главное условие, поставленное перед соискателем. За рулем человек должен находиться не менее двух лет, при этом у него не должно быть проблем со стражами порядка в отношении нарушения ПДД. Чаще других компаниям требуется водитель-экспедитор категории «В». В этом случае работнику нужно уметь водить только легковой автомобиль, и, скорее всего, он будет перевозить малогабаритные грузы на небольшие расстояния.
- Логист. Экспедитор лучше любого офисного служащего знает вверенную ему территорию, поэтому он должен уметь рационально составлять маршрут своего движения, чтобы экономить время и средства работодателя.
- Курьер. Передача груза из рук в руки со склада к клиенту и соответствующее документальное оформление этого процесса также входят в перечень обязанностей экспедитора.
- Товаровед. Человек, занимающийся развозкой продукции со склада, должен ориентироваться в ассортименте своей компании, не допускать ошибок во время погрузки-выгрузки товара.
- Механик. Для любого водителя станет преимуществом понимание устройства автомобиля, а также умение устранять элементарные неполадки в доверенном ему транспортном средстве.
Существуют и другие запросы, предъявляемые к экспедиторам. Более подробно мы расскажем о них немного дальше.
Требования к соискателям
Каким должен быть водитель-экспедитор – зависит от компании, в которой ему предстоит работать, а точнее, от того, чем именно она занимается. Организации, промышляющие международными перевозками, подбирают специалистов, знающих иностранные языки, нормативную и законодательную базу государств, в которых расположены партнерские компании. А также людей, разбирающихся в ведении сопроводительной документации и вопросах, связанных с таможенным контролем. Приветствуется также умение вести деловые переговоры с клиентами и должностными лицами.
Кроме того, экспедитор обязан знать правила перевозки вверенного ему груза и особенности его хранения. В компаниях с небольшим покрытием требования обычно менее строгие. Все дополнительные нюансы должны прописываться в инструкции водителя-экспедитора, которая составляется индивидуально для каждой организации.
Должностная инструкция
Этот документ, как мы уже говорили, не может быть универсальным для всех транспортных компаний из-за разобщенности их сфер деятельности. Тем не менее существует общий принцип, по которому составляется должностная инструкция экспедитора. Она должна состоять из таких разделов:
- Описание общих положений (название и характеристика должности, информация о том, кому подчиняется сотрудник, его образование, правила трудового распорядка, техника безопасности).
- Обязанности (здесь прописывают, что конкретно должен делать водитель-экспедитор).
- Права (в этом пункте указывают обязанности работодателя по созданию нормальных рабочих условий для сотрудника, а также информацию о полномочиях экспедитора).
- Служебная связь (способы коммуникации водителя с офисом и его действия в случае возникновения любых форс-мажорных обстоятельств).
- Ответственность (описываются меры взыскания с сотрудника, штрафные санкции и неустойки, которые грозят ему за полное или частичное невыполнение возложенных на него должностных обязанностей, порчу груза, его пропажу или срыв сроков перевозки).
Инструкция не должна противоречить действующему законодательству страны, в которой функционирует фирма-работодатель. Ее положения вступают в силу после двустороннего подписания трудового договора между сотрудником и нанимателем и занесением документа в базу предприятия.
Обязанности работника
Водитель-экспедитор категории «В» или «С» обычно должен выполнять такую работу:
- Погрузка/разгрузка продукции и своевременный контроль ее качества.
- Оформление транспортной документации в соответствии с корпоративными требованиями.
- Перевозка груза.
- Контроль состояния транспортного средства и поддержание его технической исправности.
Последний пункт чаще всего вызывает много вопросов со стороны соискателей. В нем не идет речь о том, что экспедитор обязан уметь чинить автомобиль, но он должен вовремя производить его техосмотр и своевременно докладывать о любых неисправностях.
Права сотрудника
С другой стороны, экспедитор может требовать, чтобы работодатель организовал нормальные условия для работы, ввел справедливую компенсацию затрат (оплата командировок, телефонной связи, амортизации автомобиля и т. д.), производил своевременный ремонт транспортного средства. Также водитель-экспедитор может вносить на рассмотрение руководства предложения, касающиеся оптимизации рабочего процесса. Это и вопросы повышения эффективности логистики, и нормализация процесса погрузки на складе.
Важно! Если водитель имеет напарника, то чаще всего именно он несет ответственность за его безопасность, а потому он вправе требовать от пассажира неукоснительного выполнения норм безопасности в автомобиле.
Сфера ответственности
В связи с тем, что экспедиторы имеют доступ к товару и документации, они являются материально ответственными лицами. Подписав акт о приеме груза со склада, они возлагают на себя обязательство по его своевременной передаче в пункт назначения, и до того момента, пока клиент не подпишет товарно-транспортную накладную о приеме товара, только перевозчик за него отвечает. Поэтому в случае утери или порчи груза виновным назначат именно его. К тому же водитель-экспедитор не имеет права передавать третьим лицам сопроводительную документацию или разглашать сведения о ней кому-либо, так как это может повлечь за собой нарушение конфиденциальности и коммерческой тайны.
Классификация водителей
У людей, занятых в автоперевозках, нередко возникает вопрос о том, что означает первый, второй и третий класс водителя. Несмотря на то что такая градация была введена еще во время СССР, она до сих пор часто встречается в транспортных компаниях. Согласно ей, извозчики третьего класса имеют самую низкую квалификацию. У них должны быть права категории «В» и «С» или «В» и «Д», при этом привязки к водительскому стажу нет.
У тех, кто претендует на второй класс, опыт непрерывного вождения не может быть менее трех лет. Также им нужно иметь действующее удостоверение в таких категориях (их комбинации):
- «В», «С» и «Д»;
- «В», «С» и «СЕ»;
- «Д» и «СЕ».
Наивысшим классом есть первый. Водители, относящиеся к нему, должны работать по специальности не менее пяти лет. При этом два из них – обязательно с пометкой «Водитель 2-го класса». Права необходимо иметь всех категорий, кроме мототранспорта («А»): «В», «С», «СЕ» и «Д».
Особенности работы экспедитором на личном транспорте
Не все торговые компании имеют в своем активе достаточное количество автомобилей для развозки грузов, а потому часто нанимают водителей со своими машинами. Но, несмотря на широкую распространенность этой практики, не все владельцы транспорта знают, какие обязательства ложатся на работодателя в таком случае. Водитель-экспедитор на своем авто должен получать компенсацию за то, что компания, на которую он работает, пользуется его личным автомобилем. Сумму компенсации базируют на основе таких составляющих:
- покрытие расходов на заправку;
- амортизация;
- техосмотр;
- текущий ремонт автомобиля.
Обычно это фиксированные начисления, которые оговариваются при поступлении на работу. Калькуляцию этих выплат можно увидеть в ведомости о з/п, которую получает водитель-экспедитор. Зарплата рабочих этой сферы в среднем по стране – 75 тыс. рублей. Минимум, на который соглашаются водители, – 30 тыс. рублей, максимум – 120 тыс. рублей.
Как составить резюме на эту должность
Любого работодателя, прежде всего, будет интересовать реальный опыт работы соискателя. Поэтому в резюме водителя-экспедитора необходимо указать предыдущие места работы (начиная с последнего). Если послужной список большой, можно ограничиться должностями, аналогичными той, на которую претендует кандидат. Кроме того, в резюме обязательно нужно выделить отдельные блоки:
- описание своих навыков (ведение документации, умение работать с навигатором, знание маршрута, клиентов);
- личностные качества и характеристики (порядочность, пунктуальность, ответственность, выносливость и т. д.);
- специальные умения (знание иностранных языков, понимание устройства автомобиля).