Водитель-экспедитор: требования, обязанности, ответственность, зарплата

Транспортный отдел и грузоперевозки – это неотъемлемый элемент практически любой бизнес-структуры. Связующим звеном между разными компаниями, вне зависимости от вектора их деятельности, является водитель-экспедитор. Именно на него возлагается обязанность по доставке грузов из пункта А в пункт Б. При этом заказ клиента он должен перевезти максимально быстро, обеспечив его целостность и сохранность. Ответственность водителя-экспедитора за содержимое его автомобиля огромная, но вместе с тем у него есть и права, прописанные в должностной инструкции. Какие особенности есть у этой профессии, какие требования предъявляются к людям, претендующим на работу экспедитора, а также сколько они зарабатывают – далее в статье.

Водитель с дополнительным грузом ответственности

Водитель-экспедитор – это не просто извозчик, который день напролет крутит баранку своего автомобиля, а человек, отвечающий за вверенный ему груз, если не головой, так уж точно собственной репутацией. В тот момент, когда он подписывает документы о приеме товара и выезжает на маршрут, он становится обособленной частью компании. Тому, кто хочет стать экспедитором, необходимо понимать, что такая работа сопряжена с рядом трудностей, которые нужно преодолевать быстро и эффективно, принимая решения на собственное усмотрение.

Очень многое в подобной деятельности зависит от маршрута, на котором придется трудиться экспедитору. Работа в пределах одного города не сильно обременительна, но имеет свою специфику. Она обычно связана с торговлей, оказанием транспортных услуг, грузоперевозками, курьерской деятельностью. От водителя наниматели требуют хороших навыков вождения в городских условиях, знания даже самых отдаленных его районов, а также пригородной территории. Работа водителем-экспедитором вахтой – это вообще своеобразный образ жизни. Далеко не каждый человек сможет находиться в пути по нескольку дней, а то и недель, жить в машине или придорожных отелях, и большую часть времени быть в разлуке с домом и семьей. Но есть в этом и свои преимущества – достойная заработная плата, возможность бывать в разных городах, и даже странах, путешествия.

Пять в одном

Резюме водителя-экспедитора обычно вмещает в себя сразу несколько пунктов, в которых претендент на должность указывает свои навыки и умения. Профессиональный экспедитор - это «универсальный солдат», умеющий делать совершенно разную работу:

  1. Водитель. Каждое предприятие выдвигает свои требования к этому пункту, но наличие прав на вождение – естественное и главное условие, поставленное перед соискателем. За рулем человек должен находиться не менее двух лет, при этом у него не должно быть проблем со стражами порядка в отношении нарушения ПДД. Чаще других компаниям требуется водитель-экспедитор категории «В». В этом случае работнику нужно уметь водить только легковой автомобиль, и, скорее всего, он будет перевозить малогабаритные грузы на небольшие расстояния.
  2. Логист. Экспедитор лучше любого офисного служащего знает вверенную ему территорию, поэтому он должен уметь рационально составлять маршрут своего движения, чтобы экономить время и средства работодателя.
  3. Курьер. Передача груза из рук в руки со склада к клиенту и соответствующее документальное оформление этого процесса также входят в перечень обязанностей экспедитора.
  4. Товаровед. Человек, занимающийся развозкой продукции со склада, должен ориентироваться в ассортименте своей компании, не допускать ошибок во время погрузки-выгрузки товара.
  5. Механик. Для любого водителя станет преимуществом понимание устройства автомобиля, а также умение устранять элементарные неполадки в доверенном ему транспортном средстве.

Существуют и другие запросы, предъявляемые к экспедиторам. Более подробно мы расскажем о них немного дальше.

Требования к соискателям

Каким должен быть водитель-экспедитор – зависит от компании, в которой ему предстоит работать, а точнее, от того, чем именно она занимается. Организации, промышляющие международными перевозками, подбирают специалистов, знающих иностранные языки, нормативную и законодательную базу государств, в которых расположены партнерские компании. А также людей, разбирающихся в ведении сопроводительной документации и вопросах, связанных с таможенным контролем. Приветствуется также умение вести деловые переговоры с клиентами и должностными лицами.

Кроме того, экспедитор обязан знать правила перевозки вверенного ему груза и особенности его хранения. В компаниях с небольшим покрытием требования обычно менее строгие. Все дополнительные нюансы должны прописываться в инструкции водителя-экспедитора, которая составляется индивидуально для каждой организации.

Должностная инструкция

Этот документ, как мы уже говорили, не может быть универсальным для всех транспортных компаний из-за разобщенности их сфер деятельности. Тем не менее существует общий принцип, по которому составляется должностная инструкция экспедитора. Она должна состоять из таких разделов:

  • Описание общих положений (название и характеристика должности, информация о том, кому подчиняется сотрудник, его образование, правила трудового распорядка, техника безопасности).
  • Обязанности (здесь прописывают, что конкретно должен делать водитель-экспедитор).
  • Права (в этом пункте указывают обязанности работодателя по созданию нормальных рабочих условий для сотрудника, а также информацию о полномочиях экспедитора).
  • Служебная связь (способы коммуникации водителя с офисом и его действия в случае возникновения любых форс-мажорных обстоятельств).
  • Ответственность (описываются меры взыскания с сотрудника, штрафные санкции и неустойки, которые грозят ему за полное или частичное невыполнение возложенных на него должностных обязанностей, порчу груза, его пропажу или срыв сроков перевозки).

Инструкция не должна противоречить действующему законодательству страны, в которой функционирует фирма-работодатель. Ее положения вступают в силу после двустороннего подписания трудового договора между сотрудником и нанимателем и занесением документа в базу предприятия.

Обязанности работника

Водитель-экспедитор категории «В» или «С» обычно должен выполнять такую работу:

  • Погрузка/разгрузка продукции и своевременный контроль ее качества.
  • Оформление транспортной документации в соответствии с корпоративными требованиями.
  • Перевозка груза.
  • Контроль состояния транспортного средства и поддержание его технической исправности.

Последний пункт чаще всего вызывает много вопросов со стороны соискателей. В нем не идет речь о том, что экспедитор обязан уметь чинить автомобиль, но он должен вовремя производить его техосмотр и своевременно докладывать о любых неисправностях.

Права сотрудника

С другой стороны, экспедитор может требовать, чтобы работодатель организовал нормальные условия для работы, ввел справедливую компенсацию затрат (оплата командировок, телефонной связи, амортизации автомобиля и т. д.), производил своевременный ремонт транспортного средства. Также водитель-экспедитор может вносить на рассмотрение руководства предложения, касающиеся оптимизации рабочего процесса. Это и вопросы повышения эффективности логистики, и нормализация процесса погрузки на складе.

Важно! Если водитель имеет напарника, то чаще всего именно он несет ответственность за его безопасность, а потому он вправе требовать от пассажира неукоснительного выполнения норм безопасности в автомобиле.

Сфера ответственности

В связи с тем, что экспедиторы имеют доступ к товару и документации, они являются материально ответственными лицами. Подписав акт о приеме груза со склада, они возлагают на себя обязательство по его своевременной передаче в пункт назначения, и до того момента, пока клиент не подпишет товарно-транспортную накладную о приеме товара, только перевозчик за него отвечает. Поэтому в случае утери или порчи груза виновным назначат именно его. К тому же водитель-экспедитор не имеет права передавать третьим лицам сопроводительную документацию или разглашать сведения о ней кому-либо, так как это может повлечь за собой нарушение конфиденциальности и коммерческой тайны.

Классификация водителей

У людей, занятых в автоперевозках, нередко возникает вопрос о том, что означает первый, второй и третий класс водителя. Несмотря на то что такая градация была введена еще во время СССР, она до сих пор часто встречается в транспортных компаниях. Согласно ей, извозчики третьего класса имеют самую низкую квалификацию. У них должны быть права категории «В» и «С» или «В» и «Д», при этом привязки к водительскому стажу нет.

У тех, кто претендует на второй класс, опыт непрерывного вождения не может быть менее трех лет. Также им нужно иметь действующее удостоверение в таких категориях (их комбинации):

  • «В», «С» и «Д»;
  • «В», «С» и «СЕ»;
  • «Д» и «СЕ».

Наивысшим классом есть первый. Водители, относящиеся к нему, должны работать по специальности не менее пяти лет. При этом два из них – обязательно с пометкой «Водитель 2-го класса». Права необходимо иметь всех категорий, кроме мототранспорта («А»): «В», «С», «СЕ» и «Д».

Особенности работы экспедитором на личном транспорте

Не все торговые компании имеют в своем активе достаточное количество автомобилей для развозки грузов, а потому часто нанимают водителей со своими машинами. Но, несмотря на широкую распространенность этой практики, не все владельцы транспорта знают, какие обязательства ложатся на работодателя в таком случае. Водитель-экспедитор на своем авто должен получать компенсацию за то, что компания, на которую он работает, пользуется его личным автомобилем. Сумму компенсации базируют на основе таких составляющих:

  • покрытие расходов на заправку;
  • амортизация;
  • техосмотр;
  • текущий ремонт автомобиля.

Обычно это фиксированные начисления, которые оговариваются при поступлении на работу. Калькуляцию этих выплат можно увидеть в ведомости о з/п, которую получает водитель-экспедитор. Зарплата рабочих этой сферы в среднем по стране – 75 тыс. рублей. Минимум, на который соглашаются водители, – 30 тыс. рублей, максимум – 120 тыс. рублей.

Как составить резюме на эту должность

Любого работодателя, прежде всего, будет интересовать реальный опыт работы соискателя. Поэтому в резюме водителя-экспедитора необходимо указать предыдущие места работы (начиная с последнего). Если послужной список большой, можно ограничиться должностями, аналогичными той, на которую претендует кандидат. Кроме того, в резюме обязательно нужно выделить отдельные блоки:

  • описание своих навыков (ведение документации, умение работать с навигатором, знание маршрута, клиентов);
  • личностные качества и характеристики (порядочность, пунктуальность, ответственность, выносливость и т. д.);
  • специальные умения (знание иностранных языков, понимание устройства автомобиля).

Комментарии
2
грузить должен грузчик а не экспедитор