Когнитивные процессы: их содержание и типы
Когнитивная деятельность человека начинается с самого рождения и является составной частью его сознания. В ней участвуют разнообразные системы, которые перерабатывают информацию и различаются по каналу ее получения. Это - когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно их содержание и типы.
Когнитивные процессы представляют собой психические явления, которые необходимы для рационального изучения и осознания окружающего мира. К ним можно отнести восприятие, ощущение, воображение, мышление и память. Каждый из них является самостоятельным, но, работая совместно, они обеспечивают познавательную деятельность человека.
Ощущения связаны с тем, что имеются различные воздействия на специализированный рецепторный аппарат. Благодаря этому организм воспринимает сигналы раздражителей из среды (внешней и внутренней). Поэтому выделяются кожные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, мышечные и ощущение равновесия.
Когнитивные процессы включают в себя восприятие. Оно является целостным отражением ситуаций, предметов и событий, которые возникают при их непосредственном влиянии на рецепторную поверхность. Благодаря восприятию обеспечивается непосредственно-чувственная ориентировка в окружающем мире. С ним, в меньшей или большей степени, связаны такие когнитивные процессы, как память и мышление. Рассмотрим их более подробно.
Мышление является опосредствованным и обобщенным отражением действительности. У человека оно имеет несколько типов, которые "перетекают" в различные когнитивные стили.
Наглядно-действенное мышление способно функционировать, обрабатывая информацию, которую субъект получает, совершая те или иные действия. Наибольшее распространение оно получает у ребенка до трех лет.
Наглядно-образное мышление нацелено на воссоздание "слепка" действительности. Оно развивается у ребенка в возрасте от трех до десяти лет в игре.
Абстрактное мышление способно устанавливать логические связи между явлениями действительности.
Память включает в себя процесс формирования и сохранения опыта из прошлого, которые делают возможным повторное его применение в деятельности. Такие когнитивные процессы связывают для субъекта прошлое с будущим и настоящим. Поэтому именно память - важнейшая познавательная функция, которая лежит в основе обучения и развития.
Воображение является психическим процессом, который выражается в:
- построении образа и результата деятельности человека;
- формировании программы общения и поведения в той ситуации, когда проблема является неопределенной;
- создании образа, которые не программирует, а заменяет деятельность;
- построении объекта, который соответствует описанию.
Важнейшей функция воображения является то, что оно позволит представить итоговый результат своей деятельности до ее начала. Благодаря этому происходит ориентация человека в процессе ее осуществления.
Поэтому когнитивные процессы, работая в комплексе, являются необходимым компонентом познавательной деятельности.