Самые большие грузовики в мире: гиганты дорог

Грузовики-гиганты - удивительные машины, способные перевозить невообразимые грузы. Такая техника перемещается на всех дорогах планеты. Давайте познакомимся с самыми большими и мощными грузовиками планеты, узнаем их характеристики и особенности. Эти колоссальные машины впечатляют!

История создания огромных грузовиков

Первый грузовик был создан немецким инженером Готтлибом Даймлером в 1896 году. Он сильно отличался от современных грузовиков-гигантов.

Появление первых большегрузных автомобилей было связано с развитием промышленности и необходимостью перевозки тяжелых грузов на большие расстояния. Ключевыми вехами стали:

  • 1900 г. - появление 5-тонных грузовиков в США
  • 1910 г. - 10-тонные грузовики в Европе
  • 1930 г. - 25-тонные самосвалы и тягачи СССР
  • 1950 г. - 100-тонные самосвалы в карьерной промышленности

К началу 21 века грузоподъемность рекордсменов достигла 450-500 тонн.

Классификация и виды грузовиков-гигантов

Грузовики-гиганты делятся на несколько видов:

  1. Самосвалы - для перевозки сыпучих грузов
  2. Тягачи - для буксировки прицепов
  3. Лесовозы, цементовозы и другие специализированные

Также их классифицируют по:

  • Грузоподъемности
  • Количеству осей
  • Типу привода и двигателей
  • Области применения

Самые большие экземпляры - карьерные самосвалы и тягачи для транспортировки оборудования с грузоподъемностью свыше 500 тонн.

Характеристики самых больших самосвалов

Рекордсменом по грузоподъемности является словенский карьерный самосвал ETF MT-240 с возможностью перевозить до 760 тонн груза. Эта модель имеет уникальную модульную конструкцию, позволяющую менять количество осей.

При помощи обычного погрузчика к ETF MT-240 можно прицеплять дополнительные секции с мотор-колесами и аккумуляторами.

Белорусский самосвал БелАЗ-75710 (грузоподъемность 450 тонн) некоторое время считался самым большим в мире. Его габариты составляют 20 метров в длину и почти 10 метров в ширину. Для передвижения используются 4 электродвигателя общей мощностью 7200 лошадиных сил.

Еще один известный великан - немецкий LIEBHERR T282B. Он использует дизель-электрическую схему: дизельный двигатель вращает электрогенератор, который питает электромоторы колес. Грузоподъемность - 363 тонны.

Длина 15,3 м
Ширина 9,5 м
Масса без груза 592 т

Аналогичную схему использует американский самосвал CATERPILLAR 797F грузоподъемностью тоже 363 тонны. Его двигатель C175-20 ACERT мощностью 3844 л.с. приводит в движение электрические моторы колес.

Есть и другие известные модели вроде Terex 33-19 Titan (США) с дизельным двигателем GM V16 (3300 л.с.) и грузоподъемностью 350 тонн.

Особенности гигантских тягачей

Для буксировки поломанных карьерных самосвалов используется мощный тягач БелАЗ-7430G. Он оснащается дизельным двигателем мощностью 2335 л.с. и электромеханической трансмиссией.

Самым длинным тягачом в мире по праву считается Mack Titan. В 2014 году к нему прицепили 112 полуприцепов общей длиной 1,5 км! Это был рекорд, в реальности такой автопоезд не используют.

Overland Train остается самым длинным тягачом, применявшимся в промышленности. К нему цепляли до 12 прицепов общей длиной 170 метров и грузоподъемностью 150 тонн.

Самым мощным серийным тягачом считается китайский Delong X6000 с 840-сильным двигателем Weichai WP17H800E68. Он способен тянуть автопоезд полной массой 60 тонн.

Есть и другие рекордсмены вроде южноафриканского Nicolas Tractomas мощностью 912 л.с., перевозящего до 500 тонн.

Конструктивные особенности

У самых больших грузовиков мира есть ряд конструктивных особенностей, отличающих их от обычных грузовых автомобилей.

Во-первых, это касается усиленных рам и мостов, способных выдержать колоссальные нагрузки. Например, у БелАЗов применяется рама с двутавровыми лонжеронами толщиной 20-25 мм.

Во-вторых, это огромные колеса, объединенные попарно в колесные пары. Диаметр некоторых шин достигает 5 метров при ширине 1 м!

Также для этих гигантов характерны необычные кабины, напоминающие рубку капитана на корабле, с панорамным обзором.

Силовые установки

Большинство самых больших грузовиков мира используют дизель-электрическую или электромеханическую схему. То есть дизельный двигатель вращает электрогенератор, который затем питает электромоторы, приводящие колеса в движение.

Например, у БелАЗа-75710 установлено 2 дизеля по 4000 л.с. каждый и 4 электродвигателя суммарной мощностью 7200 л.с.

Бывают и классические дизельные двигатели огромного объема, как у Terex Titan 33-19 (16 цилиндров, 90 литров).

Системы управления и безопасности

Несмотря на гигантские размеры, грузовики оснащаются современными системами обеспечения комфорта и безопасности.

Это, прежде всего, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кондиционер, регулируемое кресло.

Также есть система контроля давления в шинах, круиз-контроль, системы помощи при спуске, торможении. Некоторые оснащены камерами кругового обзора.

Эксплуатация и обслуживание

Управлять этими гигантами дорог могут лишь специально подготовленные водители. Требуются навыки, схожие с вождением железнодорожного локомотива.

Для передвижения таких тяжеловесов необходима специальная инфраструктура: укрепленное бездорожье, усиленные мосты.

Обслуживание и ремонт тоже требуют особых навыков и оборудования. Например, для замены 5-метровых шин.

Интересные факты и рекорды

Среди грузовиков-гигантов много удивительных фактов.

Например, самым большим самосвалом в истории был американский Unit Rig MT6300AC общей массой 1350 тонн!

А самый длинный автопоезд Mack Titan достигал полутора километров!

Обучение вождению

Чтобы научиться управлять грузовиками-гигантами, водители проходят специальную подготовку на тренажерах и под присмотром инструкторов.

Отрабатываются навыки работы с многочисленными органами управления, в том числе педалями регулировки подачи топлива к дизель-генераторам.

Также в симуляторах моделируются различные дорожные ситуации, чтобы подготовить водителя к возможным нештатным ситуациям.

Требования к дорожному полотну

Для безопасного передвижения грузовых гигантов необходима особо прочная дорожная одежда с усиленным верхним слоем, рассчитанным на выдерживание колоссальных нагрузок.

Крупные карьеры оборудуют для этого специальные бетонные или щебневые дороги шириной до 15 метров с уклоном не более 10 градусов.

Также на пути следования устанавливают предупреждающие знаки и укрепляют мосты для пропуска тяжеловесного транспорта.

Запчасти: поиск и логистика

Уникальность грузовиков-гигантов усложняет задачу с поиском и доставкой запчастей.

Зачастую приходится ждать изготовления усиленных деталей на заказ или организовывать доставку из других стран.

Особо крупногабаритные узлы, такие как 5-метровые колеса, перевозятся на специальных платформах в сопровождении впереди идущего тягача с предупреждающими знаками.

Стоимость владения

Приобретение и эксплуатация грузовиков-гигантов обходится весьма недешево.

Так, например, самосвал БелАЗ 75710 стоит около 6 миллионов долларов.

А только топливные расходы таких машин исчисляются сотнями литров на 100 километров пути!

Поэтому владельцами грузовиков-колоссов могут быть лишь крупные промышленные предприятия.

Комментарии