Самые большие грузовики в мире: гиганты дорог
Грузовики-гиганты - удивительные машины, способные перевозить невообразимые грузы. Такая техника перемещается на всех дорогах планеты. Давайте познакомимся с самыми большими и мощными грузовиками планеты, узнаем их характеристики и особенности. Эти колоссальные машины впечатляют!
История создания огромных грузовиков
Первый грузовик был создан немецким инженером Готтлибом Даймлером в 1896 году. Он сильно отличался от современных грузовиков-гигантов.
Появление первых большегрузных автомобилей было связано с развитием промышленности и необходимостью перевозки тяжелых грузов на большие расстояния. Ключевыми вехами стали:
- 1900 г. - появление 5-тонных грузовиков в США
- 1910 г. - 10-тонные грузовики в Европе
- 1930 г. - 25-тонные самосвалы и тягачи СССР
- 1950 г. - 100-тонные самосвалы в карьерной промышленности
К началу 21 века грузоподъемность рекордсменов достигла 450-500 тонн.
Классификация и виды грузовиков-гигантов
Грузовики-гиганты делятся на несколько видов:
- Самосвалы - для перевозки сыпучих грузов
- Тягачи - для буксировки прицепов
- Лесовозы, цементовозы и другие специализированные
Также их классифицируют по:
- Грузоподъемности
- Количеству осей
- Типу привода и двигателей
- Области применения
Самые большие экземпляры - карьерные самосвалы и тягачи для транспортировки оборудования с грузоподъемностью свыше 500 тонн.
Характеристики самых больших самосвалов
Рекордсменом по грузоподъемности является словенский карьерный самосвал ETF MT-240 с возможностью перевозить до 760 тонн груза. Эта модель имеет уникальную модульную конструкцию, позволяющую менять количество осей.
При помощи обычного погрузчика к ETF MT-240 можно прицеплять дополнительные секции с мотор-колесами и аккумуляторами.
Белорусский самосвал БелАЗ-75710 (грузоподъемность 450 тонн) некоторое время считался самым большим в мире. Его габариты составляют 20 метров в длину и почти 10 метров в ширину. Для передвижения используются 4 электродвигателя общей мощностью 7200 лошадиных сил.
Еще один известный великан - немецкий LIEBHERR T282B. Он использует дизель-электрическую схему: дизельный двигатель вращает электрогенератор, который питает электромоторы колес. Грузоподъемность - 363 тонны.
Длина | 15,3 м |
Ширина | 9,5 м |
Масса без груза | 592 т |
Аналогичную схему использует американский самосвал CATERPILLAR 797F грузоподъемностью тоже 363 тонны. Его двигатель C175-20 ACERT мощностью 3844 л.с. приводит в движение электрические моторы колес.
Есть и другие известные модели вроде Terex 33-19 Titan (США) с дизельным двигателем GM V16 (3300 л.с.) и грузоподъемностью 350 тонн.
Особенности гигантских тягачей
Для буксировки поломанных карьерных самосвалов используется мощный тягач БелАЗ-7430G. Он оснащается дизельным двигателем мощностью 2335 л.с. и электромеханической трансмиссией.
Самым длинным тягачом в мире по праву считается Mack Titan. В 2014 году к нему прицепили 112 полуприцепов общей длиной 1,5 км! Это был рекорд, в реальности такой автопоезд не используют.
Overland Train остается самым длинным тягачом, применявшимся в промышленности. К нему цепляли до 12 прицепов общей длиной 170 метров и грузоподъемностью 150 тонн.
Самым мощным серийным тягачом считается китайский Delong X6000 с 840-сильным двигателем Weichai WP17H800E68. Он способен тянуть автопоезд полной массой 60 тонн.
Есть и другие рекордсмены вроде южноафриканского Nicolas Tractomas мощностью 912 л.с., перевозящего до 500 тонн.
Конструктивные особенности
У самых больших грузовиков мира есть ряд конструктивных особенностей, отличающих их от обычных грузовых автомобилей.
Во-первых, это касается усиленных рам и мостов, способных выдержать колоссальные нагрузки. Например, у БелАЗов применяется рама с двутавровыми лонжеронами толщиной 20-25 мм.
Во-вторых, это огромные колеса, объединенные попарно в колесные пары. Диаметр некоторых шин достигает 5 метров при ширине 1 м!
Также для этих гигантов характерны необычные кабины, напоминающие рубку капитана на корабле, с панорамным обзором.
Силовые установки
Большинство самых больших грузовиков мира используют дизель-электрическую или электромеханическую схему. То есть дизельный двигатель вращает электрогенератор, который затем питает электромоторы, приводящие колеса в движение.
Например, у БелАЗа-75710 установлено 2 дизеля по 4000 л.с. каждый и 4 электродвигателя суммарной мощностью 7200 л.с.
Бывают и классические дизельные двигатели огромного объема, как у Terex Titan 33-19 (16 цилиндров, 90 литров).
Системы управления и безопасности
Несмотря на гигантские размеры, грузовики оснащаются современными системами обеспечения комфорта и безопасности.
Это, прежде всего, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кондиционер, регулируемое кресло.
Также есть система контроля давления в шинах, круиз-контроль, системы помощи при спуске, торможении. Некоторые оснащены камерами кругового обзора.
Эксплуатация и обслуживание
Управлять этими гигантами дорог могут лишь специально подготовленные водители. Требуются навыки, схожие с вождением железнодорожного локомотива.
Для передвижения таких тяжеловесов необходима специальная инфраструктура: укрепленное бездорожье, усиленные мосты.
Обслуживание и ремонт тоже требуют особых навыков и оборудования. Например, для замены 5-метровых шин.
Интересные факты и рекорды
Среди грузовиков-гигантов много удивительных фактов.
Например, самым большим самосвалом в истории был американский Unit Rig MT6300AC общей массой 1350 тонн!
А самый длинный автопоезд Mack Titan достигал полутора километров!
Обучение вождению
Чтобы научиться управлять грузовиками-гигантами, водители проходят специальную подготовку на тренажерах и под присмотром инструкторов.
Отрабатываются навыки работы с многочисленными органами управления, в том числе педалями регулировки подачи топлива к дизель-генераторам.
Также в симуляторах моделируются различные дорожные ситуации, чтобы подготовить водителя к возможным нештатным ситуациям.
Требования к дорожному полотну
Для безопасного передвижения грузовых гигантов необходима особо прочная дорожная одежда с усиленным верхним слоем, рассчитанным на выдерживание колоссальных нагрузок.
Крупные карьеры оборудуют для этого специальные бетонные или щебневые дороги шириной до 15 метров с уклоном не более 10 градусов.
Также на пути следования устанавливают предупреждающие знаки и укрепляют мосты для пропуска тяжеловесного транспорта.
Запчасти: поиск и логистика
Уникальность грузовиков-гигантов усложняет задачу с поиском и доставкой запчастей.
Зачастую приходится ждать изготовления усиленных деталей на заказ или организовывать доставку из других стран.
Особо крупногабаритные узлы, такие как 5-метровые колеса, перевозятся на специальных платформах в сопровождении впереди идущего тягача с предупреждающими знаками.
Стоимость владения
Приобретение и эксплуатация грузовиков-гигантов обходится весьма недешево.
Так, например, самосвал БелАЗ 75710 стоит около 6 миллионов долларов.
А только топливные расходы таких машин исчисляются сотнями литров на 100 километров пути!
Поэтому владельцами грузовиков-колоссов могут быть лишь крупные промышленные предприятия.