В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся «Гжельский куст» – двадцать семь исконно русских деревень, беспорядочно расположенных среди лесов и полей. В них и зародилось сказочное сине-белое искусство гжельской росписи. Искусство народное, глубокое и традиционное. Есть на Руси всего несколько знаменитых художественных промыслов: Хохлома, Жостово, Федоскино, Городецкая и Гжельская роспись. Хохломская роспись – это художественная разрисовка деревянных подносов и различных изделий из дерева. Жостовская роспись – это рисунки на металлических подносах. Техника росписи Федоскино, гораздо более сложная, основана на применении слойного светоотражающего ингредиента. Городецкая роспись – это нанесение рисунка на тонкую деревянную основу. Она сродни технике иконописи, но сюжеты в основном используются сугубо мирские.
И, наконец, Гжельская роспись – это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом.
Гжельская земля бедна черноземом, она неурожайная и прокормиться на ней человеку сложно. Годами и десятилетиями старались люди, пахали землю, сеяли. Семь потов сходило с пахарей, да все напрасно – не рожала земля. А все дело было в том, что сразу под верхним слоем земли широким пластом пролегала белая глина, без конца и края, глубоко и обширно. Как же тут пшенице родиться? Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать.
В гжельских краях каждый второй человек способен к «рукомеслу» – хоть бочку смастерить, хоть кувшин глинянный. И пошло дело. Сначала несколько мелких кустарных артелей создали, затем покрупнее гончарное производство организовали, посуду стали производить. А посуда должна быть красивой, значит, роспись нужна. В короткий срок появились художники. В то же время глину научились различать. Самые высшие сорта, чисто белые, отправляли в Москву аптекарям для изготовления медицинской посуды. Глина попроще шла на фаянс, тарелки да чаши, а самая белоснежная, фарфоровая, использовалась для изделий в классическом стиле гжель, роспись которых была такой красоты, что от нее дух захватывало.
Говорят, чай из гжельской чашки вкуса неповторимого: десять чашек выпьешь, и еще хочется. Гжельская роспись называется так потому, что ее название пошло от слова «жгель» – значит «жечь», «обжигать». Ну а русский человек любит буквы в словах переставлять. Если кто-то скажет слово «омнибус», то обязательно получится «обнимусь». Вот и переставили: жгель стала гжелью. В 1812 году в Гжельском кусту было уже 25 заводов, которые производили качественную посуду. Попутно в мастерских при заводах выпускались игрушки, декоративные поделки и наборы для праздничных чаепитий. Глины, разных сортов и нескольких оттенков, хватало на все.
Однако в середине XIX века гжельское производство стало приходить в упадок, частично оттого, что посуды уже было сделано много, а может, просто период затишья наступил, как это случается время от времени с большими заводами. Но кризис не затронул художественное производство. Гжельская роспись по-прежнему пользуется спросом. Недавно были созданы специализированные учебные заведения, выпускники которых пополняют ряды мастеров фарфора, художников и дизайнеров. Гжельская роспись, картинки которой никогда не повторяются, в настоящее время снова процветает, радуя неповторимым колоритом своих изделий.