Искусство гжели: истоки и современное развитие промысла. Как рисовать гжель?
Во всем мире популярно яркое и неповторимое, запоминающееся и поэтичное искусство гжели. Сценки из повседневной жизни и сказочные персонажи, растительные орнаменты, выполненные различными оттенками синего цвета по снежно-белому фону, притягивают к себе взгляд и завораживают.
Где ее найти?
Всего в 60 километрах от Москвы, на берегу реки Гжелки, расположилось старинное село Гжель. Свое название оно получило от старорусского слова «жгель», что значит «обжечь». Населяют эти края старообрядцы, сумевшие даже в современной жизни сохранить свой традиционный уклад и свои верования.
Как все начиналось
Глина стала той отправной точкой, благодаря которой искусство гжели зародилось и развивалось сквозь века. Именно в этих местах расположено Гжельско-Кудиновское месторождение огнеупорных глин. Местные жители добывали ее и делали необходимую в быту посуду, украшая ее, чтобы порадовать себя и других.
C XVII века гжельские крестьяне отправляли глину в московский Аптекарский приказ на государственные нужды. В XVIII веке глина именно из этих мест помогла разгадать загадку фарфора и использовалась для создания первых российских изделий из него.
В XIX веке все меньше становится мастеров, работающих в одиночку, они объединяются в артели, а наиболее удачливые открывают свои, пусть и небольшие, фабрики.
Революция 1917 года разрушила артели и цеха, оставила без работы мастеров Гжели. Только в 1933 году был создан в деревне Турыгино Гжельский керамический завод, на котором и стали выпускать сине-белые, а не разноцветные, как раньше, кружки, тарелки и прочие необходимые советскому государству вещи.
В послевоенные годы народный промысел активно развивается. В работах того времени уже видно, как искусство гжели, истоки и современное развитие промысла, гармонично сочетаясь, выводят на новый уровень мастерство художников.
В 1972 году было создано Производственное объединение «Гжель», объединившее все существующие на тот момент производства.
Как ее делают?
Начинается искусство гжели с создания эскиза будущего произведения. Согласно ему, специальные мастера-модельщики лепят из пластилина модель, с которой уже отливают гипсовую форму. Когда она застывает, ее разрезают вдоль на две равные части, в каждую из которых через резиновые шланги заливают шликер – очищенную глину, разведенную водой. После высыхания из формы достают изделие с остаточными следами от разъемов, которые зачищаются оправщицами. Зачищенный предмет отправляется в печь с температурой в 900 0С.
Как расписывают гжель?
После жаркой печки наступает время росписи, которая начинается с перевода рисунка, придуманного художником, на изделие, поставленное на крутящуюся турнетку. У мастеров есть только один шанс точными движениями воссоздать задуманный узор, потому что пористый материал мгновенно впитывает краску. Шпатель, кисточки, стеклянная палитра и баночка с черного цвета окисью кобальта — вот и все инструменты. Кобальт — специальная краска, предназначенная для росписи по керамике. Во время нанесения он остается черным, меняя цвет на синий только после обжига. Краска одна-единственная, а вот оттенков ярко-синего на готовых предметах — множество! Подобное разнообразие достигается особыми приемами гжельского письма.
Особенности
Искусство гжели относится к так называемым подглазурным росписям, то есть выполняемым по обожженному черепку до нанесения на него глазури. После того как рисунок нанесен, его окунают в глазурь, после чего снова обжигают, но уже при температуре в +1350 0С. Основными приемами росписи являются широкий мазок, позволяющий создать плавный переход от темного синего к слегка голубому. Узор образует сплошной мазок, как широкий, так и узкий, переходящий в тонкую линию.
Сегодня можно говорить о сформировавшейся системе гжельского письма и о том, что создан особый и неповторимый стиль – гжель.
Виды
Все многообразие гжельской росписи сводится к творческому использованию трех основных ее видов:
- Растительной, изображающей стилизованные и обобщенные травы, ягоды, злаки, листья, гирлянды и букеты. Наиболее часто мастера рисуют розы и ромашки, лилии и гвоздики, маки и георгины, астры и пионы.
- Орнаментальной. К ней относятся разнообразные «шашечки», «усики», «капельки», «жемчужинки» и «гребенки» — сеточки, используемые для заполнения внутреннего пространства больших элементов, например, круга или звезды.
- Сюжетной. Это герои и сцены из сказок, подмеченные художником ситуации в повседневной городской и деревенской жизни, различные состояния природы и пейзажи.
А как ее нарисовать?
Если вам пришлась по душе гжель, как рисовать ее, мы вам подскажем. Во-первых, не стоит сразу пытаться нарисовать большую и сложную композицию. Лучше всего, подготовив белую и синюю гуашь, беличьи кисточки и баночку с водой, попробовать свои силы в изображении простых прямых линий, сеточек и точек, травинок и завитков, дуг.