Внешний и внутренний государственный долг России

Наше государство - это не только огромная империя, но и крупный игрок на финансовых рынках как внутри страны, так и в мировом масштабе. Что представляет собой государственный долг России?

Если рассматривать госдолг как суммарные обязательства государства перед организациями, юридическими лицами и гражданами, то есть физическими лицами, в рамках страны, то речь идет о внутреннем долге. Говоря о долге перед международными компаниями и иностранными государствами, имеется в виду внешняя задолженность.

В международной практике внешний долг также определяется как совокупная задолженность нерезидентам, а внутренний долг – резидентам.

Почему государство становится должником

К образованию внутреннего и внешнего государственного долга России ведет нехватка средств. У людей - нехватка денег, в рамках страны - дефицит государственного бюджета. Если у населения и организаций в стране и за ее пределами есть свободные средства, страна занимает деньги для покрытия своих нужд, образуется задолженность.

С другой стороны, наличие долгов стимулирует экономический рост...

Формы задолженности

  • Кредитные соглашения и договора между Россией и иностранными банками, финансовыми организациями.
  • Эмитированные российские ценные бумаги.
  • Контракты на предоставление Россией государственных гарантий, договора поручительства по обеспечению обязательств, которые взяты на себя третьими лицами.
  • Обязательства третьих лиц, переоформленные в государственный долг РФ на основании законодательства.
  • Соглашения о продлении и реструктуризации долговых обязательств страны прошлых лет.

Внешний государственный долг России

Есть специальная программа, в рамках которой определяется размер и структура внешних обязательств России. Там указываются суммы совокупных внешних займов России и государственных кредитов, выдаваемых нашей страной.

Программа, отражающая все займы и гарантии, сумма по которым превышает 10 млн. долларов на весь срок займа, утверждается вместе с проектом бюджета страны на предстоящий финансовый год. Описываются цели, источники, сроки возврата, объем заимствований.

Правительство РФ может занять дополнительные средства, не указанные в программе, если это поможет сократить расходы по выплате процентов имеющегося долга, иными словами - по его обслуживанию.

Какие внешние долги перед Западом есть сегодня у России

  1. Самый обширный государственный долг России - перед коммерческими кредитными организациями западных стран с государственными гарантиями, регулируется Парижским клубом, состоящим из основных стран-кредиторов.
  2. Займы от западных коммерческих банков, выданные ими самостоятельно, без госгарантий. Регулируется Лондонским клубом.
  3. Задолженность перед коммерческими структурами по поставке товаров и оплате продукции.
  4. Задолженность перед международными валютно-финансовыми организациями.

Внутренний государственный долг России

Существует три типа внутренней задолженности. Во-первых, федеральная, во-вторых, обязательства предприятий и корпораций под ответственностью государства, в-третьих, долги муниципальных властей перед гражданами и коммунальными службами.

Решение проблемы внутреннего долга

Полное погашение внутреннего долга невозможно и не нужно, так как при этом внутри страны заморозится движение потока наличности. Меры по уменьшению уровня задолженности предпринимаются следующие.

  1. Активное развитие отечественного рынка обращения ценных бумаг, попытки выхода на международную арену.
  2. Формирование программ по привлечению зарубежных инвестиций.
  3. Рационализация затрат федерального бюджета.

Внутренний госдолг России выражен в ценных бумагах и начинает свое исчисление с 1993 года, тогда он оценивался в 90 миллионов рублей.

С первого января текущего года, согласно новому федеральному бюджету, установлен потолок государственного долга России 2018. Его размер составляет 10,5 триллионов рублей, уровень поступлений в бюджет при этом запланирован на сумму 15,26 триллиона рублей.

На 1 января 2018 года объем общей внутренней задолженности составлял 7 триллионов 247,1 миллиард рублей, из нее 59,1% - гособлигации с фиксированным доходом. По официальным данным за 2017 год уровень внутреннего долга возрос почти на 20%, фактически на 1 триллион 146,78 миллиарда рублей - были выпущены новые государственные облигации, за счет размещения которых в 2017 году в российский бюджет поступило более 1 трлн. 750 миллиардов рублей.

Сколько можно занять

На каждом уровне законом регламентируется максимальный объем заемных средств для покрытия дефицита бюджета.

В частности, для субъекта РФ этот объем не должен выходить за рамки тридцати процентов доходов его бюджета в текущему году. Сюда не входит финансовая помощь из федерального бюджета и займы текущего года. Для муниципальных объектов этот высший рубеж равен 15%.

Расходы на обслуживание (выплату процентов) государственного долга субъекта Федерации или муниципального образования не должны переваливать за 15% от общей суммы расходов их бюджетов.

Классификация

Долги делятся по валютному критерию:

  • внутренние - рублевые долги;
  • внешние - валютные;

По целям:

  • капитальный - совокупность всех непогашенных долговых обязательств с процентами;
  • текущий - долги, подлежащие покрытию в этом году, доходы по выпущенным бумагам, с процентами.

По критерию срочности (не могут превышать 30-летний срок):

  • краткосрочные - до 12 месяцев;
  • среднесрочные - не превышающие 5 лет;
  • долгосрочные.

По уровню управления:

  • государственный долг России;
  • субъекта РФ;
  • задолженность на муниципальном уровне.

Субъекты РФ и муниципальные образования несут самостоятельную ответственность за свои долги, не несут ответственности за долги друг за друга (если не поручались в рамках дополнительного договора). Российская Федерация не отвечает за их долги, равно как и они не несут ответственность за задолженность страны.

Реструктуризация долга СССР

Долг нашей страны перед Парижским клубом кредиторов на конец 1991 г. составлял 37,6 миллиарда долларов. На начало 1992 г. сумма внешних обязательств России составляла 57 миллиардов американских долларов, в начале 1993 года - порядка 97 миллиардов. К концу 1993 г. суммарный внешний отечественный долг возрос до 110 млрд долларов, увеличилось количество новых выданных в пользу России кредитов от международных финансовых организаций. Такой стремительный рост долга обусловил дефицит государственного бюджета, ухудшение ценовых условий внешней торговли, сокращение экспорта.

В 1994 г. Россия взяла на себя долг СССР в полном объеме в обмен на зарубежные активы. Соответственно, все бывшие страны СССР-должники были освобождены от уплаты долгов, Россия стала "в ответе" за всех.

В 1996 г. Россия и Парижский клуб кредиторов подписали Меморандум, касающийся реструктуризации всей внешней задолженности СССР. Теперь обязательства России перед Клубом составили сумму в 38 миллиардов долларов США.

Внешний государственный долг России по годам:

Год Долг, млрд долл. США
1991 67,8
1997 123,5
2000 158,7
2001 143,7
2002 133,5
2003 125,7
2004 121,7
2005 114,1
2006 76,5
2007 52,0
2008 44,9
2009 40,6
2010 37,6
2011 36,0
2012 34,7
2013 54,4
2014 61,7
2015 41,6
2016 30,8
2017 51,2

Управление задолженностью

  • Изменение доходности займов.
  • Консолидация - объединение нескольких займов.
  • Отсрочка по погашению обязательства.
  • Реструктуризация, структурные изменения долга (короткие и дорогие долги на длинные и дешевые).

Как можно использовать внешний государственный долг России:

  • наиболее эффективный метод заключается в финансировании проектов экономики государства, инвестиции;
  • финансирование дефицита бюджета, обслуживание его текущих расходов - менее предпочтительный вариант;
  • смешанный вариант из первого и второго.

Пример эффективного управления внешним долгом

Договоренность о погашении монгольского долга перед Россией в размере 11,5 млрд долларов. В 2002 году Россия предложила Монголии списать 70% долга, а оставшиеся 30% погашать товарными поставками и предоставлением пакетов акций монгольских предприятий. Уже 49% акций компании горнодобывающей компанией "ЭРДЭ НЭТ" принадлежат России, в скором времени контрольный пакет акций этой компании будет принадлежать нашей стране, а заодно и половина мирового рынка никеля.

В попытках сократить долги

В нашей стране для погашения внешнего долга используется привлечение новых кредитов, пока это наиболее приемлемый способ. Управлять внешней задолженностью необходимо на стадии привлечения этих займов, оценивая возможности погашения, перераспределения, сокращения, оптимизации текущего долга.

В рамках управления госдолгом решаются следующие задачи:

  • оптимизация структуры, привлечение более "длинных" кредитов, расширение эмиссии ценных бумаг;
  • использование проектов, обеспеченных связанными кредитами;
  • обмен на национальную валюту или собственность, выкуп задолженности;
  • инвентаризация имущества нашей страны за рубежом;
  • стремление вернуть российский золотой запас из-за рубежа.

Проблема государственного долга России носит характер постоянной, здесь главное - не допустить слишком сильный рост задолженности. Если это случится, национальная безопасность страны может оказаться под угрозой, так как рост долга ведет к банкротству государства.

Полный отказ от своих долгов для государства неприемлем. Любой должник обязан признавать свои долги и обеспечивать их обслуживание и погашение в установленные сроки. Тогда и авторитет дебитора нарушен не будет.

Комментарии