Утренники в детском саду: советы по составлению сценариев для разных групп
Утренники в дошкольных учреждениях проводятся регулярно. Они могут быть привязаны к общепринятым праздникам (Новый год, День матери), а также к другим знаменательным событиям (наступление осени, окончание детского сада). Малыши очень любят праздники, искренне радуются им. Важно оправдать их ожидания. Не последнюю роль играет грамотно составленный сценарий утренника в детском саду.
Основные требования
Праздничные мероприятия в ДОУ призваны не только развлечь детей. Малыши учатся общаться друг с другом, выступать перед публикой. У каждого должен быть шанс проявить себя, примерить различные роли, открыть новые таланты. При подготовке номеров развивается память, внимание, речь, координация.
Чтобы утренник в детском саду оказал глубокое влияние на ребенка, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. В младших группах представление начинается утром и длится от 20 до 40 минут. В первом полугодии родители могут не приглашаться на праздник, так как малыши еще не адаптировались к условиям детского сада.
В старших группах утренники становятся длиннее - от 45 до 60 минут. Они могут проходить и во второй половине дня, но не позднее 16. 30. Родители являются желанными гостями на празднике, дети с удовольствием демонстрируют им свои достижения.
Требования к сценарию
Подготовка к празднику начинается с выбора или разработки сценария. Этим занимаются воспитатель, музыкальный работник и логопед. Планируя утренник в детском саду, важно учесть следующие моменты:
- Сюжет должен быть понятен детям данной возрастной категории.
- Все эпизоды должны иметь внутреннюю логику, быть связанными друг с другом.
- Моменты активного участия детей чередуются с отдыхом. В то же время нельзя позволять ребятишкам долго засиживаться на стульчиках.
- При выборе номеров учитываются возможности конкретных малышей, наличие музыкальных инструментов, реквизита, площадь помещения. После подвижных забав не планируйте пения.
- Действие должно протекать по нарастающей линии. Самые яркие, веселые номера ставятся ближе к концу, чтобы удержать внимание ребятишек.
- Заканчивается сюжет яркой кульминацией, выражающей главную идею сценария. Детям раздаются подарки, сладости.
Младшая группа
Дети раннего возраста не могут долго удерживать внимание на сюжете, перевозбуждаются от громкой музыки, суеты, большого количества людей. Поэтому праздники проходят в отсутствии родителей. При этом ведется их видеосъемка.
Сюжеты выбираются простые и знакомые: визит Колобка, игры с зайчиками и белочками. Все роли исполняют воспитатели. Не допускается присутствие персонажей, вызывающих сильные эмоции: Бабы Яги, Деда Мороза, рычащего медведя, клоунов.
Утренник в детском саду для младшей группы может включать в себя:
- 2 общие песни, которые ребятишки поют вместе с музыкальным работником;
- 1 общий танец с предметами (зонтики, снежинки, осенние листья) и 1 хоровод;
- кукольный спектакль, поставленный воспитателями или детьми старших групп;
- общую игру, знакомую малышам;
- сюрпризные моменты, аттракционы.
Если дети хорошо говорят, в программу включается не более 2 стихотворений. Важно тщательно продумать каждый момент, чтобы не напугать малышей. Представление не должно затянуться более чем на 20 минут.
Средняя группа
Дети 4-5 лет уже имеют за плечами опыт выступлений, могут выразительно прочесть стихотворение, с удовольствием исполняют небольшие роли. Праздники становятся длиннее (до 30-40 минут), на них приглашаются мамы и папы, дедушки и бабушки.
Утренник в детском саду для средней группы может включать в себя следующие номера:
- 2 общие песни, исполняемые вместе с музыкальным руководителем или самостоятельно;
- ансамбль, выступающий под аккомпанемент фортепиано;
- 2 общих танца с показом движений взрослым;
- 1 групповой танец;
- 4 стихотворения;
- простую инсценировку с участием воспитанников и взрослых;
- 1 общую игру, аттракционы и сюрпризы от педагогов или родителей.
В основу сценария ложатся хорошо известные сказки, мультфильмы. Их персонажи приходят в гости к малышам и просят помощи в поисках героя или предмета. Допускается появление отрицательных героев, которые строят козни. Сюжет должен быть простым и предсказуемым. Со сложными хитросплетениями малышам еще трудно разобраться.
Старшая группа
Дети этого возраста более самостоятельны. Они способны танцевать и петь под фонограмму без помощи взрослых, заучивать длинные тексты и стихотворения, разыгрывать всевозможные сценки. Большинство ребятишек ответственно относится к выступлению. Важно задействовать каждого из них в коллективных и индивидуальных номерах, помочь побороть смущение.
Оптимально, если утренник в детском саду для старшей группы включает в себя:
- 3 песни (2 общие в начале и середине мероприятия и одно выступление ансамбля или соло);
- не более 4 танцев (один общий, два групповых для девочек и мальчиков, один индивидуальный);
- 6 стихотворений, разбитых на отдельные блоки;
- музыкальную игру со сказочными героями;
- инсценировку;
- аттракционы и конкурсы.
Сценарий значительно усложняется. Часто он строится на основе одной сказки, которая обыгрывается на протяжении всего утренника. Номера логично вплетаются в действие, иллюстрируют его. Героями становятся не только взрослые, но и сами ребятишки.
Подготовительная группа
Сценарий для дошкольников 6-7 лет может быть построен как на основе известной сказки, так и по мотивам современного мультика, детского фильма. В одной программе допустимо объединять персонажей из разных произведений. Дети принимают самое активное участие в организации и проведении праздника.
Утренник в детском саду может включать следующие номера:
- сценки, логично вплетенные в сюжетную линию мероприятия;
- 4 песни (3 общие в начале, середине и конце праздника, 1 сольную либо выступление ансамбля);
- 4-5 танцев (из них 1-2 общих, 1 для слабых или, наоборот, талантливых ребятишек, 1 для мальчиков и 1 для девочек);
- 8 стихотворений, которые читаются между другими номерами;
- 2 общие игры.
Игры на утренниках в детском саду
Для праздника выбираются развлечения, вызывающие интерес как у непосредственных участников, так и у зрителей. Это могут быть подвижные игры с ловлей, соревнования двух команд, заставляющие наблюдателей считать очки, переживать. Интересно смотреть со стороны за шуточными забавами, аттракционами, развлечениями с музыкальным и песенным сопровождением.
Игры рекомендуется ярко оформить при помощи костюмов, аксессуаров. Так, на кошку можно надеть маску или шапочку с изображением животного. На осеннем утреннике детям выдаются разноцветные листья из картона. "Дождик" может символизировать шапочка из целлофана, украшенная серебристым серпантином.
Успех утренника в детском саду во многом зависит от выбранного сценария. Важно творчески подходить к его составлению, не бояться вносить коррективы по ходу, учитывая изменившиеся обстоятельства. Только в этом случае праздник действительно удастся.