Трехсторонний договор в сфере услуг и продаж

В практике коммерческой деятельности нередки ситуации, когда услугу оказывает или поставляет товар одно лицо (фирма), получает другое, а плательщиком является третье. В этом случае оптимальным решением будет трехсторонний договор.

В международных отношениях, в сотрудничестве организаций, институций, стран такие договоры являются общепринятыми и распространенными формами соглашений.

В каких ситуациях еще используется трехсторонний договор? Наглядный пример – добровольное страхование. В этом случае физическое или юридическое лицо выступает как страхователь. Оно же (или другое лицо, например, ребенок или дочерняя компания) может быть застрахованным, а третьей стороной является страховая компания. Аналогичным образом используется форма трехстороннего договора поручительства. К примеру, для осуществления закупок товара на энную сумму покупатель должен предоставить гарантии оплаты, а по объективным причинам он их дать не может. В этом случае между покупателем, продавцом и гарантом заключается трехсторонний договор, в котором прописываются размер ответственности, срок действия, сумма гарантий и условия удовлетворения требований.

В торговой практике часто находят применение подобные договоры покупки. Это может касаться приобретения недвижимости, когда приобретает объект одно лицо у другого, а оплату осуществляет третье. В логистической цепочке трехсторонний договор поставки может оказаться чрезвычайно полезным, так как он делает прозрачными отношения между покупателем, поставщиком и получателем. В нем четко указывается, кто и на каких условиях получает товар, кто его оплачивает, в какие сроки и в какой форме. Особенно важно учесть все детали (а также то, под какую юрисдикцию подпадает разрешение споров) при этой форме договора между экспортером, импортером и конечным получателем. Другими такими документами, полезными в торговой деятельности, могут быть соглашения поручительства, лизинга, кредитования.

В области услуг функционирует так называемый трехсторонний договор подряда. При этом услуга (к примеру, строительно-монтажные работы, подключение сети, разработка сайтов, дизайнерские услуги) оказывается одним лицом другому, а оплаты на себя берет третья сторона (спонсор, инвестор).

Чаще всего такие формы соглашений заключаются в том случае, если одной из сторон оказывается неприбыльная или благотворительная организация. Разновидностью коммерческих отношений, при которой одно из лиц выступает посредником, может считаться услуга продвижения товара или установления деловых связей. Чтобы посредник гарантированно получил свое комиссионное вознаграждение, а стороны были уверены в том, что он не превышает своих полномочий, необходимо заключение трехстороннего договора. В документе должны быть обязательно указаны права и обязанности посредника, поставщика и итогового потребителя. На практике часто бывают ситуации, когда посредник выполнил свою часть работ, но какая-либо из сторон не желает оплачивать его услуги. Во избежание этого нужно также четко сформулировать, что именно будет считаться «выполнением услуги посредника» в рамках данного соглашения. В одних случаях таким выполнением может считаться организация встречи контрагентов, в других же – лишь после перечисления средств на счет продавца посредник сможет получить свое вознаграждение.

Комментарии