Боинг 737 500 – небесный долгожитель
Самолетов Боинг–737 всех модификаций произведено больше, чем любых других реактивных пассажирских авиалайнеров мире – свыше пяти тысяч экземпляров. Начали их строить еще в 1967 году.
Пять тысяч для авиации – очень большое количество, практически это целый воздушный флот. Каждые пять секунд один из самолетов Боинг 737 совершает посадку, а его место в воздушном пространстве занимает такой же самолет. В любой момент дня или ночи небо бороздят более тысячи двухсот таких лайнеров.
Конструкция планера оказалась в целом настолько удачной, что в течение десятилетий претерпела только не очень значительные изменения.
Так, фюзеляж модификации Боинг 737 400 удлинили на три метра, что было вызвано требованием чартерных компаний, это изменение повлекло за собой и переработку системы кондиционирования.
По тем временам поперечный размер самолетов всей 737-й серии был беспрецедентно большим, он позволял усаживать пассажиров по три в два ряда, это стало революционным достижением, примененным и в модификации лайнера Боинг 737 500.
Схема салона такова: в эконом-классе – шестеро в ряду, в люксе – по четыре при большей ширине сиденья. Компоновка планера стала классической для средне-, а позже и дальнемагистральных трансконтинентальных пассажирских самолетов. Два двигателя потребляют меньше топлива, а экономия керосина стала к 1967 году одной из главных целей авиастроителей во всем мире. Такая схема в дальнейшем была применена и при проектировании Эйрбасов, и при постройке российских авиалайнеров, и стала генеральной линией развития пассажирской авиации во всем мире. В какой-то степени практически все современные гражданские самолеты похожи на Boeing 737 500. Схема салона также стала образцом для подражания на десятилетия, по крайней мере, при создании интерьеров среднемагистральных авиалайнеров.
Мотогондолы имеют несколько приплюснутую снизу форму для того, чтобы компенсировать низкую посадку фюзеляжа.
Продажи самолетов практически сразу же пошли очень активно. Авиакомпания Alaska Airlines закупила и использует четыре десятка лайнеров Боинг 737 500, что показывает широкие климатические возможности эксплуатации этой машины.
По размерам Боинг 737 500 не очень велик, его длина примерно 30 метров, он на 2 метра короче предыдущей модификации 737 300, при этом дальность беспосадочного перелета у него больше (она достигает 3 400 км), расход горючего меньше, а пассажиров он берет на борт до 130 человек (при односалонной компоновке). Эта модификация производилась в течение девяти лет. С 1990 по 1999 год изготовлено чуть меньше четырех сотен машин.
Большое внимание разработчики лайнера Боинг 737 500 уделили эргономике не только пассажирского салона, но и пилотской кабины. Дисплей, занявшие место «будильников», как летчики называют аналоговые стрелочные приборы, стал цветным. При необходимости на панели управления устанавливается навигационная система GPS.
Что касается удобства для пассажиров, то, несмотря на то, что продолжительность полетов на средних магистралях обычно не превышает двух-трех часов, условия в салоне самолета Боинг 737 500 созданы не худшие, чем для дальних перелетов. Пользуясь возможностями современных развлекательных комплексов, вмонтированных в спинки сидений, некоторые авиакомпании, например «Турецкие авиалинии», транслируют весь процесс посадки авиалайнера так, как он виден из пилотской кабины. Это очень интересно.