Социальная ответственность бизнеса - путь к стабильности

Социальная ответственность бизнеса - это определенная положительная и добровольная реакция компании на общественные проблемы. Об уровне участия, при котором организация считается следующей этому принципу, существуют два мнения. Первое: социальная ответственность бизнеса заключается в том, что компания ведет свою деятельность, направленную на увеличение прибыли, не нарушая законодательство. Второе: организация дополнительно к выполнению требований экономического плана должна вносить определенный добровольный вклад в решение проблем общества и учитывать то, как она влияет на работников, потребителей, окружающую среду. Определенно то, что в последние годы среди компаний и экспертов все больше начинает преобладать вторая точка зрения.

Если опираться на нее, то следует понимать, что социально ответственный бизнес должен формировать определенное, ориентированное на решение позитивных для общества задач поведение по всем направлениям деятельности компании. Все это должно найти отражение в миссии, целях, ценностях, а также в локальных документах, регулирующих деятельность организации. Причем социальная ответственность - это не только определенное поведение высшего руководства компании, а принципы, которые соблюдаются на всех уровнях организации. В практике существует несколько наиболее часто встречающихся проявлений этих принципов.

Первое заключается в формировании так называемого пакета определенных льгот для работников фирмы (в него включаются разнообразные виды помощи в трудных ситуациях, добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, различные оздоровительные мероприятия, бесплатное питание, летний отдых детей сотрудников). В основном все это можно встретить у крупных компаний.

Второе проявление социальной ответственности бизнеса в месте расположения организации - наличие (еще с советских времен) на балансе предприятий различной инфраструктуры, не имеющей отношения к производственной деятельности: профилактории, детские сады, общежития, инженерные сети, спортивные комплексы. При этом содержание основных средств требует от компании соблюдения баланса интересов между экономической эффективностью и решением социальных задач. Правда, когда фирма попадает в сложную финансовую ситуацию, непрофильная недвижимость - зачастую первое, где менеджмент изыскивает резервы для снижения расходов.

Также социальная ответственность бизнеса может проявляться в благотворительной деятельности, которая осуществляется в отношении определенных категорий граждан (ветераны, новорожденные, инвалиды, студенты и т.п.), объектов, имеющих культурную, историческую ценность. Кроме того, она может заключаться в финансировании каких-либо мероприятий (спортивные, культурные, праздники).

Решая подобные задачи, компания работает на создание положительного образа и получает определенные нематериальные дивиденды. В частности, социальная ответственность бизнеса укрепляет доверие со стороны партнеров, органов власти, формирует вокруг организации "зону благополучия", привлекает квалифицированный и обученный персонал.

Комментарии