Крито-микенская цивилизация. Отличительные особенности архитектуры и искусства

Жажда прогресса, побед и завоеваний, желание власть имущих утвердить свое господство – все это присутствует в культурах всех народов. Но крито-микенская цивилизация стоит особняком. Мы не увидим в ней ни трепета перед роком, ни прославления подвигов завоевателей, ни обожествления деспотической власти.

В отличие от великих творений из древней Месопотамии, Вавилона и Египта, искусство острова Крит, расположенного южнее Эгейского моря, отразило чистую радость бытия, где жизнь изображалась как сплошной праздник, а восприятие мира было безмятежным, лёгким, ликующим. Трудно представить человеческое общество, жившее в таком идеальном мире, но очевиден тот факт, что люди, создавшие эти памятники культуры, верили в магическую силу искусства, которое достигло расцвета в III и II тысячелетиях до н.э.

Древний Крит прославился своими мифами о влюбленных богах, легендой об Икаре - первым человеке, взлетевшем в небо. Здесь родился покровитель всех богов – Зевс.

О социальной структуре древнего царства на острове Крит сохранилось сведений очень мало. Но крито-микенская цивилизация приоткрывает некую завесу своей тайны в сохранившихся памятниках архитектуры и искусства. Одно из примечательных явлений, свидетельствующих об особенных чертах критского строительного искусства, - сохранившиеся дворцы. Самый известный из них – Дворец-лабиринт в Кноссе. Его называют так из-за запутанных таинственных ходов, бесчисленного количества комнат.

Огромный по занимаемой площади (двадцать тысяч квадратных метров) дворец не выглядит тяжелым и громоздким. В этом отличительная особенность критского зодчества.

Должно быть, каждодневная жизнь протекала спокойно и комфортно среди белых стен с расположенными вдоль них темными колоннами, освещенными естественными солнечными лучами, проникавшими сквозь специальные "световые колодцы". В кладовых сохранилась великолепная утварь: золотая и серебряная посуда, огромные глиняные пифосы для хранения вина и оливкового масла.

Но, пожалуй, самая главная ценность Кносского дворца - настенная живопись.

Один из самых замечательных фрагментов живописи – профиль молодой женщины. Глаз, как было принято в египетских изобразительных канонах, - в фас. Но в этом изображении совсем иной дух - он в оживленном лице, слегка вздернутом носике, разметавшихся кудрях темных волос. Жизненный, обольстительный образ, недаром закрепивший за собой название «парижанка».

Крито-микенская цивилизация нашла свое продолжение и дальнейший расцвет в Микенах, где искусство процветало и после крушения Крита. Находясь под сильным влиянием культуры последнего, микенская цивилизация, тем не менее, имела свои стилевые особенности. Это заметно, прежде всего, в принципах градостроительства, монументальной скульптуре и архитектуре.

Микенские постройки окружают огромные стены, сложенные из природного камня. Иными по стилистике являются и знаменитые Львиные ворота. Рельеф, изображающий двух львиц, наполнен экспрессией силы и воинственности, которые не были свойственны критскому искусству.

Пафос силы, жажда победы звучат и в сценах охоты, изображенных на инкрустированных золотом кинжалах.

Как и другие древние культуры, крито-микенская цивилизация канула в лету. Но благодаря бесценным сохранившимся культурным памятникам мы можем почувствовать ушедший мир таким, каким он был на заре своего бытия.

Комментарии