Монументальна скульптура: определение. Самые известные классические и современные памятники монументальной скульптуры
Монументальна скульптура довольно-таки сильно отличается от других подобных типов искусства. Это обусловлено тем, что она воплощает в себе не только замысел автора, но и великий исторический момент или даже полноценный период. Как правило, такие памятники устанавливаются непосредственно там, где происходили различные действия, которым, собственно, они и посвящаются.
Во время просмотра монументальных скульптур зрителю необходимо делать обход. Дело в том, что в отличие от картин, статуи и памятники выглядят более реалистично. Соответственно, знакомиться с данным искусством нужно со всех точек обзора.
Определение
В современности существует несколько определений монументальной скульптуры. Во-первых, это памятник, стела, обелиск или что-то другое, что возводилось с одной целью – почтить память отдельной личности, сделавшей много хорошего для города или страны.
В обиходе же монументальна скульптура – это любое изваяние, которое имеет большие габариты. Но данное определение нельзя назвать научным, хотя оно и имеет место.
По сути, монументальная скульптура представляет собой произведение искусства, которое посвящается историческим событиям. Также она может воздвигаться в честь великих личностей. Ее характерные черты заключаются в крупных размерах и гармонии с архитектурой окружения.
В качестве целевой аудитории рассматривается массовый зритель. Нельзя сказать, что монументами могут быть только скульптуры с одной фигурой, их может быть больше. Иногда возводятся полноценные боевые моменты с участием нескольких личностей, орудий и так далее.
История монументальной скульптуры
В России, равно как и во всем мире, на протяжении долгих столетий совершенствовалось искусство скульптуры. Сначала в качестве материала использовалось дерево, затем камень. В начале Х века в Киеве появляется первое произведение монументального характера. Это рельеф богоматери Одигитрии.
Первые виды монументальной скульптуры были посвящены вовсе не человеческой истории. Они олицетворяли войны между богами, покровителями городов или родов и так далее. И только спустя несколько веков происходит революция в мире данного искусства. Появляются первые памятники, с помощью которых планировали увековечить отдельных людей, реально существовавших и творивших полезные дела на планете.
Технология производства монументальной скульптуры
Перед тем как монументальна скульптура будет установлена в отведенном для нее месте, предстоит много работать. Существует несколько техник изготовления, однако каждая из них имеет общие черты. Процесс проходит в 7 этапов:
- Создание эскиза на бумаге.
- Создание графического эскиза, на котором будет изображаться будущая скульптура с разных сторон обзора.
- Создание небольшой модели статуи из мягкого материала. Как правило, для этого используется пластилин. В прошлом не было возможности попробовать слепить небольшую копию, поэтому все скульптуры делались «наживую».
- Создание рабочей модели, в которой автор подсчитывает все пропорции, вплоть до мелких деталей.
- Просчет пропорций в единой системе координат. Нередко снова выполняются эскизы, но уже с учетом проделанной работы.
- Начало работы с материалом. По сантиметру скульптор возводит свое будущее творение.
- Делаются завершающие движения, подправляются мелкие детали, такие как волоски, глаза, уголки губ и прочее.
Материал производства
Монументальна скульптура может быть выполнена из различных материалов. Истинный гений способен использовать все то, что у него под рукой. Но чаще всего применяется следующее сырье:
- Натуральный камень – мрамор или гранит. Первый позволяет сделать более мягкие линии и черты, но он слабо сопротивляется влаге. Поэтому для выставления статуй на улице чаще используют гранит. Изделия вытесываются из больших глыб.
- Искусственный камень – композит. Этот материал заливается в форму. После того как скульптура высохнет, она становится полностью готовой. По виду изделия мало отличаются от мраморных или гранитных, но стоят намного дешевле.
- Металл – бронза, латунь или медь. Способ производства аналогичен предыдущему варианту. Раскаленный металл заливают в форму, затем дают ему время высохнуть.
- Гипс. Данный материал является самым простым для скульпторов. Сначала вместе с водой размешивается порошок, затем полученная смесь заливается в форму. Процесс сушки проходит быстро, буквально за полчаса.
- Дерево. В этом случае скульптуры могут быть вырезаны из монолитного куска, либо создаваться по отдельным частям.
Выбор материала ориентирован только на желание скульптора, лишь изредка он подбирается в соответствии с требованиями заказчика изделия.
Виды монументальных скульптур
Монументальна скульптура бесконечна в своем разнообразии. Можно приводить множество примеров, которые будут связаны с этим искусством. Однако есть виды, по которым происходит классификация монументальных моделей:
- Мемориал. Это скульптура, с помощью которой создатель пытается увековечить кого-либо.
- Монумент. Это памятник, который посвящается историческим событиям или деятелям.
- Статуя – памятник, посвященный отдельной личности.
- Стела – вертикальная плита, на которой высечена надпись или выгравирован рисунок.
- Обелиск – столб, состоящий из 4 граней, которые заостряются кверху.
- Монументально-декоративная скульптура. Она выполняет сразу две функции. Во-первых, увековечивает событие или личность. А во-вторых, выполняется так, чтобы подходить под окружение, гармонировать с ним, то есть для декора.
- Триумфальные колонны, арки или ворота. Это такие сооружения, которые выполняются в честь победы над кем-либо, избавления от гнета и так далее.
Примеры
В каждой стране довольно-таки сильно распространена скульптура монументальная. Примеры можно приводить бесконечно долго. Это обусловлено тем, что любое государство имеет свою историю, свои важные моменты, своих великих людей. И чтобы передать знания будущим поколениям, воздвигаются памятники и обелиски, статуи и монументы, стелы и мемориалы.
В качестве российских примеров можно рассмотреть памятник Петру 1, расположенный в Санкт-Петербурге. Великий скульптор Фальконе трудился над ним почти 15 лет.
Из зарубежных монументальных скульптур можно рассмотреть статую Марка Аврелия, расположенную в Риме. Ее сохранность до сегодняшнего дня следует считать большой удачей. Когда все статуи Марка переплавляли, этот памятник сочли изваянием совсем другого человека. Поэтому сегодня на нее можно посмотреть, после реставрации она выглядит как новая.
Медный Всадник
Для того чтобы выполнить памятник Петру 1, Фальконе был приглашен в Россию по приказу императрицы Екатерины II. Скульптор на тот момент был уже достаточно стар (50 лет) для масштабной работы, во Франции ее для него не было. Сам же он, выполняя заказы на обычном заводе, все еще мечтал о крупном проекте. И когда поступило приглашение, ему не понадобилось даже думать. Он приехал в Россию сразу, как только смог.
Поскольку проект был довольно-таки большим, мастера не соглашались на отливку. А обращаться к иностранцам не было финансовой возможности. Но потом обратились к Хайлову, который согласился обучать Фальконе, помогать ему с подбором проб и пропорций.
Надо отметить, что скульптор получил относительно небольшой гонорар, но с помощью Медного Всадника ему удалось увековечить не только русского императора, но и себя. Сегодня каждый желающий может ознакомиться со скульптурой, она в открытом доступе в Питере.
Статуя Марка Аврелия
Существуют такие скульптуры, которым уже множество столетий. О некоторых из них известно только по письменностям или руинам. Но одна все-таки сохранилась до наших дней. Это статуя Марка Аврелия в Риме.
Вообще в стране было множество подобных статуй. Однако в Средневековье все они были переплавлены в различные полезные изделия из бронзы. Конный образ Марка Аврелия сохранили только благодаря ошибке. Дело в том, что ее спутали с изваянием императора Константина Великого.
В эпоху Возрождения памятник служил показательным образцом. Многие скульпторы, включая талантливого и даже гениального Донателло, обращались к нему, ориентировались по нему.
Александровская колонна
Александровская колонна появилась в проекте сразу после победы над Наполеоном. Однако император не поддержал идею, поскольку он был скромен, и благодарственная надпись в честь Александра I его не устраивала. Работа над обелиском прекратилась.
Позже, когда Карл Росси занялся проектированием Главного Штаба, он подстраивал архитектуру под Александровскую колонну. Поэтому в 1829 году Николаю I ничего не оставалось, кроме как принять проект. К сожалению, его разработку он доверил не Росси, а Монферрану.
Здание адмиралтейства
Здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге выполнялось по чертежам Петра I. Его возведение началось в 1704 году. Спустя 7 лет в центре фасада строения выполнили башню, шпиль которой украшал небольшой кораблик.
Здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге представляет собой одно из главных сооружений города. Это обусловлено тем, что с ним пересекаются три крупные улицы. Основной фасад по длине составляет 407 метров. Рядом имеется скульптурное убранство, включающее в себя несколько статуй и колонн.
Заключение
Так или иначе, важное место в искусстве занимает монументальная скульптура. Фото различных триумфальных изваяний, статуй или памятников украшают страницы многих исторических книг. Некоторые скульптуры хранятся в частных коллекциях, но даже их время от времени показывают на выставках. Однако по большей части все монументы располагаются на улицах городов, и каждый желающий может ознакомиться с ними на бесплатной основе.