Метонимия – это то, без чего наш язык потеряет выразительность
Изобразительно-выразительные средства языка широко применяются не только в поэтических текстах, но и в прозе. Многие из них прочно вошли в нашу повседневность, из разряда явных перешли в скрытые метафоры, олицетворения и так далее. Одно из интереснейших языковых явлений – метонимия.
Определение и примеры
Понятно, что метонимия – это употребление слов или словосочетаний в переносном значении. Корни данного явления кроются в глубоком прошлом человечества. На заре своего детства (тоже метонимия) древний человек считал, что его жизнь полностью зависит от злых и добрых сил. Пытаясь обмануть злых духов, он давал двойные имена себе и детям – одно настоящее, и оно держалось в тайне, а другое – обманное, и его можно было произносить громко. Таким образом, все, кто мог навредить ребёнку, вводились в заблуждение, а сами люди, с их точки зрения, оказывались в безопасности. Следовательно, изначально метонимия – это своего рода оберег, табу, тайное знание об истинной сущности вещей и тщательное его сокрытие.
Метонимия вокруг нас
Первые образцы метонимии в речи, как и сам термин, даны нам греками и взяты из греческой культуры. Олицетворением её стал Гомер. И потому, когда мы слышим: «Я еду в страну, воспетую Гомером», понятно, что речь идёт о Греции. Вот он, наглядный пример метонимии!
Как каждое изобразительно-выразительное средство, метонимия обогащает нашу речь, делает её более яркой, эмоционально насыщенной, образной. Она широко используется в СМИ, публицистике и многих сферах деятельности, которые связаны с воздействием на человеческое сознание. Так метонимия в рекламе может быть представлена в виде говорящих слоганов.
Резюме
Как и любой художественный троп, метонимия призвана придать нашему языку образность, поэтичность, выразительность, красоту. Её качественность определяется точностью передачи желаемых мыслей и образов.