Картель – это монопольное объединение фирм

Картель – это объединение нескольких фирм, работающих в одной отрасли, с целью регулирования цен, условий продажи, сфер влияния, объемов производства, использования патентов, найма рабочих, условий сбыта товара. Ее можно отнести к самым простым монопольным союзам. Фирмы, участвующие в объединении, сохраняют свою юридическую, производственную, финансовую и коммерческую независимость.

Соглашение большого количества предприятий одной отрасли – вот чем, по сути, является картель. Определение этого понятия было известно еще несколько столетий тому назад. В западных странах такая деятельность компаний считается экономическим преступлением, поэтому антимонопольное законодательство активно борется с участниками картелей, выявляя незаконные объединения. Но в некоторых государствах такие ассоциации процветают и даже поощряются правительством с целью стандартизации материалов, реструктуризации промышленности и ограничения конкуренции между небольшими предприятиями.

С целью выгодно распределить рынок сбыта, повысить цены на продукцию, установить минимальный уровень зарплат, предприниматели и создают картель. Это соглашение должно подписать как можно больше участников, чтобы устранить возможных конкурентов. Внутри картелей крупные фирмы диктуют свои условия более мелким и незащищенным, не позволяют участникам соглашения понижать цены на товар.

В странах с рыночной экономикой такие объединения существуют в скрытом виде, потому что антимонопольное законодательство не допускает появления подобной деятельности. Различают импортные, экспортные, внутренние и международные соглашения. Самой простой является внутренняя картель. Это объединение предприятий одной отрасли в пределах страны. Международные предполагают совместную деятельность фирм разных стран, занимающихся импортом и экспортом продукции. Импортные картели – это импортеры зарубежных товаров, а экспортные – ассоциации национальных компаний-экспортеров.

Чтобы не попасть под действие антимонопольного законодательства, такие монопольные объединения стали называть джентельменскими соглашениями, конвенцией, рингом или корнером, но суть остается та же. Картели в России есть практически в каждой отрасли, а это негативно сказывается на ценообразовании. Эксперты подмечают, что если бы не было договоренностей между производителями, то цены снизились бы в 2-2,5 раза.

Чаще всего монополия прослеживается среди нефтяных компаний, на рынке телекоммуникаций, среди производителей лекарств, продуктов, угля и т.д. Правительство делает все возможное для устранения картелей, но закрыть все лазейки очень сложно и практически невозможно. Поэтому самым эффективным методом борьбы с недобросовестными предпринимателями является поощрение конкуренции.

Картель – это относительно недолговечное объединение, потому что через некоторое время между участниками начинаются конфликты, равновесие нарушается. Устойчивость соглашения зависит от возможности включения или устранения аутсайдеров, отсутствия сил, подрывающих картель изнутри.

Комментарии