Колоратурное сопрано - серебряный голос
Все мы знаем трогательную и грустную сказку о Снегурочке, авторами которой были А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков. Партию нежной девушки, дочери Весны-Красны и Мороза, по замыслу автора, исполняет колоратурное сопрано. Именно такой тембр голоса, высокий и напоминающий хрустальный колокольчик, был способен передать и звон капели, и серебро льда, которое ассоциируется с образом Снегурочки.
Колоратурное сопрано в классификации певческих голосов занимает самую высокую строчку. Это голос, способный звучать в самом верхнем регистре. Кроме того, это самый подвижный голос, именно поэтому он и называется колоратурным. Ему под силу исполнение самых сложных вокальных украшений - колоратур.
Интересно, что разных композиторов по-разному привлекали возможности этого тембра. Если композиторы 18 века обращали внимание на виртуозность звучания голоса, то колоратурное сопрано использовалось с целью показать близость его к звучанию музыкального инструмента во всем блеске. Пример - злая волшебница царица Ночи, которой В.Моцарт отвел одну из главных ролей в опере «Волшебная флейта». Яркая и сложнейшая партия с виртуозными пассажами. Позже, уже в 19 веке, композиторы стали больше уделять внимание выразительности, психологизму пения. Но по-прежнему этот тембр женского голоса ассоциируется со сказочными героинями: Людмила в опере "Руслан и Людмила" М.Глинки, Царевна-Лебедь в "Сказке о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова, Шамаханская царица в его "Золотом петушке".
На западе сформировалась более узкая специализация. Колоратурное сопрано подразделяют на драматическое сопрано и лирическое. Партию царицы Ночи в моцартовской "Волшебной флейте" поет исполнительница с драматическими характеристиками голоса, а партию Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса исполняет лирико-колоратурное сопрано. В российской практике такая дробность, как правило, не учитывается.
Певицы, обладающие лирическим сопрано, исполняют партии Наташи Ростовой в "Войне и мире" С.Прокофьева или Татьяны в опере "Евгений Онегин" П.Чайковского. Это голос с теплым тембром, лиричный и мягкий.
Другая разновидность - драматическое сопрано, как видно по самому наименованию, представляет собой яркий и сильный певческий голос. Такому тембру отдаются партии героинь со сложным характером, которые борются за свое счастье и часто гибнут за него. Наташа из оперы А.Даргомыжского "Русалка" или Лиза из "Пиковой дамы" П.Чайковского - именно такие героини.
Встречаются голоса, которые могут сочетать в себе разные качества сопрано, тогда им под силу самые различные партии и образы. Такое уникальное лирико-колоратурное сопрано было, например, у великой русской певицы Антонины Неждановой.
Конечно, за право первого сопрано мира всегда, прежде всего, боролись итальянские певицы, поющие бельканто. Когда-то первой была Мария Каллас. Сегодня трон свободен. Хотя российская певица Анна Нетребко, которую рады видеть на любой сцене, уверенно теснит западных оперных див, являясь одновременно примой Мариинского театра.