Социальная антропология: понятие, направления, история и современность

Социальная антропология принадлежит к серии наук о процессе развития человека. Она изучает эволюцию социума, а также ту стадию, на которой находятся современные люди.

То есть в качестве причины и основного механизма всего процесса развития рассматривается именно поведение человека, к которому можно причислить и культуру, и общественный строй, и другие формы деятельности. В данной статье будет раскрыт вопрос о том, что изучает социальная антропология, а также остановимся вкратце на истории этой науки.

Рожденная революцией

При рассмотрении сущности многих наук принято находить зачатки той или иной дисциплины, а также изречения о ее необходимости в трудах античных или более поздних философов. Существует и ряд трактатов, которые содержат мысли, схожие с идеями, позднее разрабатываемыми социальной антропологией.

Так, в работах французского писателя и мыслителя 18 века Шарля Монтескье рассматривается теория о том, что традиционную культуру, то есть систему общественных отношений, а также материальных и духовных ценностей, следует тщательно проанализировать на всех этапах развития человечества, и полученные знания систематизировать.

Это исследование французский ученый предлагал провести для того, чтобы в результате взять от исконно сложившихся обычаев народов мира все самое лучшее и создать на их основе новую, универсальную систему общественных взаимоотношений.

Такие мысли посетили великого мыслителя после череды революций, прокатившихся по Европе.

Эти государственные перевороты, по мнению писателя, принесли крайне мало пользы человечеству. Поэтому он счел необходимым создать новую теоретическую базу для возможных социальных преобразований.

В таком анализе мельчайших составляющих культуры и человеческих взаимоотношений, а также в возможном прогнозировании дальнейшей истории и улучшении существующих порядков и заключаются функции социальной антропологии как науки.

Воплощение идей на практике

Монтескье не был только теоретиком.

Он создал ряд социальных теорий, которые впоследствии были реализованы на практике. Достижения его научной мысли применяются и сегодня. В частности, ему принадлежит заслуга подробной разработки концепции о разделении властей. Эта схема заключается в распределении полномочий между законодательной и исполнительной ветвями. Труды Шарля Монтескье широко применялись при создании системы власти в молодом на тот момент государстве Соединенных Штатов Америки.

Его мысли об организации управления были приняты и дополнены более поздними политологами, которые перенесли идеи о разделении нагрузки из горизонтальной плоскости в вертикальную. Это проявилось в разграничении полномочий законодательных и исполнительных между федеральными властями и местным самоуправлением.

Вслед за Соединенными Штатами Америки подобную форму политической организации избрало и большинство европейских государств.

В настоящее время подавляющее число стран мира имеют именно такую систему власти, где полномочия разделены между различными ветвями.

Таким образом, такая наука, как социальная антропология,, еще находясь на стадии становления, уже имела практические результаты глобального масштаба.

Появление термина

Само название науки - социальная антропология - возникло на рубеже 19-20 веков. Колыбелью для новой отрасли стали университеты Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Стоит сказать о том, что термин для обозначения данной науки до сих пор существует в двух вариантах. В Англии ее принято называть социальной антропологией. Соответственно, британский вариант имеет более политизированный уклон. В США чаще употребляется название "культурная антропология".

Из самого этого наименования следует, что американские ученые рассматривают в качестве общественных явлений исторические события, определяющие развитие социума, а также материальные и культурные ценности.

В частности, в Йельском университете была разработана теория о связи языка, на котором общается тот или иной человек, и его образа мыслей. Эта гипотеза получила название в честь своих основоположников - Сепира и Уорфа. Эти лингвисты пользовались в своих научных работах результатами наблюдений за жизнью коренных народов Америки, а также знаниями об особенностях их национальных языков.

Таким образом, культурная антропология принимает во внимание достижения многочисленных наук о человеке и обществе для выявления сущности социального поведения, а также для осмысления истории человечества. Среди этого многообразия сфер знаний присутствует и лингвистика, что подтверждается существованием теории Сепира - Уорфа.

Работы этих исследователей имели переменную популярность на протяжении 20 века. Их труды то считались выдающимися среди представителей научного сообщества, то подвергались осмеянию. Однако появление ряда исследований в конце столетия доказало жизнеспособность этой гипотезы. В частности, в научных изысканиях Джорджа Лакоффа, посвященных метафоре в языках народов мира и ее роли в формировании человеческого мышления, используются наработки его предшественников из Йельского университета.

Развитие науки во Франции

Данная отрасль знания продолжала свое существование и развитие и на родине Шарля Монтескье, своего отца-основоположника.

В 20-е годы 20 века видный французский ученый Марсель Мосс, разрабатывая идеи своих предшественников, создал ряд работ, в которых рассматривал так называемую "экономику дарения". По его глубокому убеждению, утверждение о том, что на этапе развития человечества, который предшествовал товарно-денежным отношениям, применялся обмен, глубоко ошибочно.

В первобытные времена существовала система общественных отношений, при которой социальный статус членов социума определяется тем, насколько часто и в каких размерах они делали подарки другим. Эти подношения заключались в помощи бедным, в содержании различных культовых учреждений, а также их служителей. Таким образом, можно сделать вывод, что до появления товарно-денежных отношений морально-этические представления общества в чем-то даже превосходили более поздние образцы.

Эта теория была одним из первых достижений в истории социальной антропологии. Практическое применение ее осуществилось в некоторых формах современных общественных отношений. В частности, в так называемой виртуальной культуре существует похожий феномен. Например, некоторые компании предоставляют новое программное обеспечение всем желающим на безвозмездной основе.

Теоретики и практики

Несмотря на значительные достижения, Марселя Мосса и многих его сторонников называли "учеными в креслах". Эта метафора закрепилась за рядом исследователей из-за того, что их научные труды не были основаны на таких методах получения информации, как эксперимент и т. п. Однако поколение социальных антропологов, последовавшее за ними, стало широко использовать и практические способы получения материала. Один из таких ученых - Клод Леви-Стросс. Этот французский ученый был студентом Марселя Мосса. Получив диплом, позволяющий вести преподавательскую деятельность в колледже, Леви тем не менее не пошел по проторенной дорожке, а решил осуществить ряд научных экспедиций с целью изучения традиций и обычаев коренных народов Бразилии.

Для осуществления своих планов он переезжает в эту страну и поступает на работу в один из университетов. На основе своих наблюдений он создал несколько научных трудов по теории возникновения разговорной речи. Согласно его гипотезам, лексический запас того или иного языка складывается из слов, которые в процессе истории развились из разнообразных выкриков и междометий древних людей. Но круг проблем, которые он решал в процессе своих исследований, простирался далеко за пределы лингвистики. Так, Леви-Стросс много времени посвятил исследованию традиционных форм брака и семьи, существующих на Южноамериканском континенте.

Как истинный современный ученый, он понимал, что постижение любой глобальной проблемы требует рассмотрения вопроса с точки зрения различных отраслей знаний. Поэтому он тесно сотрудничал с математиком Вейлем, написавшим главы, посвященные экономическим и логическим обоснованиям его теории.

Леви-Стросс прожил долгую жизнь, достигнув 100-летнего возраста.

До последних дней он пребывал в здравом уме и занимался научной деятельностью. Подобных примеров в академических кругах не так много. Он является основателем кафедры соцантропологии на факультетах социологии в нескольких университетах.

Также этот исследователь был дружен с Францем Боасом, научным предшественником Сепира и Уорфа, и использовал в своих работах некоторые его достижения.

Комплексные науки

В связи с появлением множества новых отраслей знаний, а также стремительным ростом развития науки и техники, в последние два столетия появилась возможность использовать достижения одной дисциплины в трудах, посвященных проблемам другой. Со временем такое взаимодействие различных точек зрения стало рассматриваться как необходимость.

Можно утверждать, что многообразие отраслей человеческого знания позволило взглянуть на давно изученные факты истории с точки зрения, отличной от политической и экономической.

Новые исследования в области культуры и искусства, а также изучения различных форм общественных взаимоотношений позволили осуществить этот новый подход.

Человек в социальной антропологии

Жизнь людей и их общества изучается многочисленными науками. В последние десятилетия появились комплексные дисциплины, позволяющие рассматривать человеческую историю даже на молекулярном уровне. Такие науки, как социология, история, политология, антропология и другие, называются иногда поведенческими.

Так как эти отрасли знания занимаются рассмотрением различных форм социального устройства, а также процесса его развития, предметом социальной антропологии, так или иначе, является человек. Различные взгляды на этот вопрос отличаются друг от друга только некоторыми нюансами. Так, одни ученые склонны рассматривать в качестве предмета науки историю человечества, а другие - его культуру.

В любом случае данная дисциплина позволяет взглянуть на людей с принципиально новой точки зрения. Это дает возможность дополнить общую картину мира, складывающуюся у современного человека в процессе изучения различных теорий и гипотез.

Личность как двигатель истории

Итак, предмет социальной антропологии - человек. Но под этим термином в различных контекстах могут подразумеваться совершенно разные понятия. Под словом "человек" в рассматриваемой нами науке может скрываться обозначение людей в качестве как биологического вида, так и отдельных личностей, членов социума и семьи.

Таким образом, при рассмотрении разумного существа с разных точек зрения у специалистов в области социальной антропологии складывается довольно полный портрет. Взаимосвязь между различными функциями и аспектами бытия людей подчеркивается тем, что все эти стороны жизни обозначаются здесь одним словом - "человек".

В отличие от истории и социологии, которые занимаются изучением таких процессов, как революция, эволюция и так далее, не принимая во внимание отдельные личности, наука, о которой идет речь в данной статье, пытается уйти от этого обезличивания и проанализировать данное явление на более глубоком уровне.

В названии данной отрасли слово "антропология" является более значимым, чем его определение - "социальная". Это еще раз доказывает, что суть этой области знания состоит в изучение общественных процессов с учетом мельчайших структурных единиц - отдельных личностей. Поэтому важнейшим понятием социальной антропологии является человек.

Пути развития науки

В разные годы антропология находилась под влиянием различных ученых и философов. Их мысли во многом определяли направление в развитии этой отрасли знания на конкретных этапах.

Например, в самом начале своего существования наука во многом руководствовалась идеей о том, что любая дисциплина должна в первую очередь собирать наиболее важные факты, которые могут быть применены в дальнейших исследованиях. После этого такие сведения должны быть проанализированы, и на их основе составлены законы, причем количество этих правил необходимо уменьшить до минимума.

Следующее направление социальной антропологии возникло под влиянием идей французского мыслителя Дильтея. В противовес предыдущей теории, он придерживался мнения о том, что не все явления, касающиеся человеческой жизни, могут быть объяснены логически. Поэтому если фаты, касающиеся истории человечества, различных социальных условий, можно изучать методом познания, то все, что касается личности людей, нужно не анализировать, а просто понимать и чувствовать.

Главное в этом направлении социальной антропологии - параллель между качествами отдельных людей, относящихся к той или иной этнической группе, и явлениями культуры и искусства.

Дильтей говорил о том, что в науках, изучающих человеческие взаимоотношения, недостаточно использовать только логическое мышление. В подобных сферах знания нужно более тонко вникать во все анализируемые процессы. Такое положение может обеспечить только чувственное сопереживание представителям различных культур. Данный подход обеспечивает уважительное отношение к материальным и культурным ценностям других стран. И позволяет сохранять наследие различных эпох и приумножать его.

Связь с другими науками

Как уже было сказано, предметом изучения целого ряда дисциплин является человек. Поэтому провести границы между такими областями знания, как социология, культурология, социальная антропология, социология и других, порой бывает очень сложно. Некоторые деятели науки считаются одновременно основателями нескольких дисциплин.

Еще более тесная связь существует между этнологией и социальной антропологией. Сегодня при рассмотрении этих терминов принято говорить о том, что последняя из наук является более обширной областью знаний, так как включает в себя, кроме всего прочего, еще и психологический и культурологический компоненты.

Стоит упомянуть о том, что в советское время для обеих наук существовал единое название - этнография.

Близкородственная связь существует также и между социологией и культурной антропологией.

Клод Леви-Стросс предлагал так разделять области этих наук. По его мнению, социология должна заниматься сознательным компонентом, определяющим развитие человеческого общества, то есть различными внешними факторами, а также намеренными действиями людей.

Социальной антропологии он отводил функции изучения бессознательного. То есть в своих изысканиях такие ученые должны опираться на исследование различных суеверий, обрядов и так далее.

Нужно сказать, что наука, о которой идет речь в данной статье, на заре своего становления занималась исследованием только первобытных примитивных обществ. Поэтому можно утверждать, что эта отрасль знаний в процессе своего развития не только углубляла, но и расширяла территорию своего изучения, не просто анализировала поведенческие особенности представителей различных этносов, но и рассматривала все новые и новые исторические эпохи.

Можно сказать, что современная социальная антропология примкнула к социологии, поскольку изучается в рамках программы подготовки специалистов по этой дисциплине.

Сближение двух наук начало происходить после Второй мировой войны. Тогда социологи осознали необходимость признания ряда достижений антропологии.

В частности, они взяли на вооружение исследования, касающиеся таких малых групп, как семья, родовая община, жители одного города и так далее. Такие знания пригодились социологам, так как им пришлось признать, что именно данные социумы оказывают сильное влияние на многие исторические процессы. Именно такие группы находятся в поле пристального внимания культурной антропологии.

Вместе с тем и наработки социологии тоже пригодились представителям родственной науки. Например, до середины 20 века антропология занималась преимущественно обществами с традиционным укладом жизни, где люди в основном заняты в крестьянском хозяйстве и проживают в небольших населенных пунктах. Начиная с пятидесятых годов социальная антропология переключила свое внимание на изучение особенностей социализации жителей крупных городов и индустриальных центров. Одной из важнейших тем, разрабатывающихся сегодня данной дисциплиной, являются древние верования в условиях индустриального социума.

Учебные программы

Изучение данной дисциплины, как правило, происходит в рамках программы по подготовке социологов в российских вузах. В частности, кафедра этой науки имеется в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете социологии. Данная наука осваивается студентами магистратуры.

Также этот предмет проходят обучающиеся по специальности "Социология" по программе бакалавриата.

В учебном плане присутствует достаточное количество гуманитарных наук, призванных научить студентов вести научно-исследовательскую деятельность посредством участия в различных этнологических экспедициях.

Сегодня подобные исследования чрезвычайно важны, так как накопилось множество вопросов, связанных с современным обществом. Для их осознания большую роль может сыграть именно социальная антропология, с богатым опытом изучения внутреннего мира человека и его связи с формами общественного устройства.

Заключение

Данная статья была посвящена социальной антропологии, которая является достаточно молодой отраслью знаний в российской науке. В нескольких разделах статьи был освещен вопрос о предмете этой дисциплины, а также ее связи с другими областями знания. Данная сфера знаний является одной из гуманитарных наук, изучающих человеческие взаимоотношения. Взаимодействуя с другими дисциплинами, она вносит свой вклад в систему знаний о людях и как о множестве отдельных личностей, и как о членах единого социума. Социальная антропология не только занимается изучением современного общества и его истории, но также делает многочисленные прогнозы на близлежащее и отдаленное будущее.

Комментарии
Над всеми властями имеется КОНЦЕПУАЛЬНАЯ власть. Она -то и ведёт общество или к развитию или к деградации