Методы и способы оптимизации налогообложения

Каждое предприятие желает получать максимально возможные прибыли. Для этого существует множество путей – увеличение ассортимента, охват рынка, продвижение группы товаров. Или упор на эффективность и повышение рентабельности организационной структуры. А как известно, значительный размер трат – это налоговые платежи. Казалось бы, тут без вариантов. Но это не так. И здесь интерес представляет минимизация/оптимизация налогообложения.

Общая информация

Обязательные платежи в пользу бюджета забирают значительное количество средств. При этом наблюдается ужесточение налоговой системы. И как закономерный результат – все большее количество предпринимателей интересуют вопросы оптимизации. Правильная работа с налогами – это кропотливый процесс. Его необходимо продумать еще до открытия предприятия. Да и когда структура уже будет работать, все равно нужно держать руку на пульсе. Следует отметить, что существуют разные методы и способы оптимизации налогообложения. Некоторые являются весьма законными и предоставляются со стороны государства как льготы.

Есть серые схемы, которые, хотя и не являются разрешенными и одобряемыми, но и не запрещены. И есть вариант работы «по-черному». Следует отметить, что схемы приведены в порядке увеличения своей прибыльности и уменьшения законности. То есть, если кто-то воспользуется льготами, которые предоставляет государство, то, само собой, никто не будет привлекать к административной или уголовной ответственности. При серых методах работы очень часто в качестве наказания используются штрафы. Тогда как «черный» подход очень часто заканчивается криминальной статьей. Но, несмотря на это, то тут, то там из средств массовых информации можно узнать, что очередным искателем счастья была построена такая система оптимизации налогообложения, что государство теряло миллионы.

Стоит ли игра свеч?

Выбор наилучшего варианта для уплаты налогов – это важный момент в организации любого хозяйственного субъекта. Многие считают, что оптимизация – это всегда не законно. Но давайте оперировать законодательными терминами. В этой области наибольшее внимание уделено уклонению от налогов и процессу приведения системы платежей от предприятия в наилучшее состояние. И это абсолютно разные понятия. Главный критерий для различий между ними – это нарушение или соблюдение закона. И здесь есть один минус. Увы, но использование законных способов не всегда позволяет эффективно минимизировать налоги. Почему? Как ранее говорилось, они выражаются в виде различных льгот со стороны государства. И как закономерный результат – использовать их можно не во всех правовых формах организаций.

Незаконное же снижение платежей влечет уголовную ответственность. Что не одобряется государством? Под статьи уголовного кодека попадает минимизация налоговых выплат, которая ведется с помощью нелегальных договоров, предприятий-однодневок, занижения реальной выручки, увеличения трат предприятия и ряда иных способов. Следует заметить, что для бизнесмена (равно, как и его коммерческой структуры) значительно выгодней быть добросовестным. И помните, что система оптимизации налогообложения в той или иной форме почти всегда может быть создана.

О чем необходимо помнить?

Итак, нас интересует, как же можно минимизировать платежи в бюджет? При построении стратегии поведения необходимо помнить о трех пунктах:

  1. Соответственно с действующим законодательством, можно заниматься коммерческой деятельностью, используя различные организационно-правовые формы, у которых есть свой индивидуализированный порядок налогообложения.
  2. В некоторых случаях мы можем выбирать режим, по которому будут платиться взносы в бюджет. От него зависит размер ставки, суммы и время подачи документации.
  3. Налогоплательщик может выбирать различные способы учитывать хозяйственные операции и составлять отчетность. Конечно же, согласно действующему законодательству.

Следует запомнить, что есть разные инструменты для оптимизации платежей. К тому же, постоянно меняется законодательство. Из-за этого они имеют тенденцию к устареванию. Поэтому необходимо держать руку на пульсе изменений. Ведь то, что еще недавно было вполне законным, может расцениваться государственными структурами как преступление. Как уже выше говорилось, минимизация налогов – это довольно затратный процесс, особенно с позиции времени и трудовых ресурсов. Ведь если есть желание иметь эффективный бизнес, то приходится постоянно следить за изменениями в законодательстве и корректировать схемы работы, что применяются в компании.

Оптимизация налогообложения организации – это не легкое дело, и, чтобы не возникало проблем, этим необходимо обеспокоиться еще до создания коммерческой структуры. А проработав все варианты и выбрав самый привлекательный, не упустить моменты при регистрации.

Создание коммерческой структуры и размер уплаченных налогов

Еще до того, как откроется предприятие, основатель может выбрать для себя оптимальную систему налогообложения. Не лишним в этом деле будет бизнес-план. Грамотно составленный документ позволит оценить возможное количество движений и выбрать наилучший вариант налогообложения со стороны государства. Рассмотрим пример с индивидуальным предпринимателем (ИП). В 2014 году была запущена облегченная форма работы, когда вместо ОСНО можно было выбрать ЕНВД, патентную систему налогообложения и УСН. Чтобы сделать выбор, нам необходимо знать размер фиксированного платежа, который необходимо платить индивидуальному предпринимателю. Поскольку он постоянно меняется и промежуточные данные будут устаревать, давайте возьмем то, что было в самом начале.

В 2014 году фиксированная сумма платежа составляла 20727,53 рубля. Допустим, что мы – частные предприниматели, у которых есть наемные работники, что оказывают услуги с перевозкой груза. При этом они используют собственный транспорт. Допустим, что у нас ЕНВД. Тогда формула, по которой будет рассчитываться размер платежа, такая: базовая доходность (физический показатель * 12 (по количеству месяцев в году)) * К1 * К2 * 15% – взносы (но не более 50 процентов). Давайте подсчитаем, что у нас получится, если поставить произвольные цифры. Наша формула превращается в:

6000 * (3 * 12) * 1,672 * 1 * 0,15 = 54172,8 – 27086,4 = 27086,4 руб.

Именно столько необходимо будет заплатить при работе на ЕНВД.

В случае с патентной системой налогообложения годовой доход умножается на ставку налога. Например: 720 000 * 6% = 43200 рублей. Именно такую сумму необходимо будет заплатить за год.

И напоследок – УСН. В этом случае формула расчета: доход * 6% – взносы (но не более 50 процентов). Рассмотрим предыдущий пример, но с небольшим изменением: 720 000 * 6% – 21 600 = 21 600 рублей. Как видите, самый выгодный вариант – это УСН.

Особенности упрощенного налогообложения

Создание бизнес-плана и расчеты возможных прибылей позволяют выбрать именно то, что подходит больше всего. Это хорошо было на рассмотренном примере с индивидуальным предпринимателем, создавшим свою коммерческую структуру в сфере перевозок. Но здесь есть один важный момент – не должно быть превышения определенной суммы. Если доход окажется больше, то со следующего квартала придется переходить на общую систему. Поэтому рассмотренные варианты можно оценить как щадящий режим со стороны государства, способствующий подъему предприятия. И, если кажется, что выбор очевиден, значит, не все понятно. Что под этим подразумевается?

Когда выбирается упрощенное налогообложение, то можно выбрать два объекта – доходы или расходы. Первые облагаются ставкой в шесть процентов, вторые в пятнадцать. Поэтому еще раз про бизнес-план – если у нас есть на руках все необходимые расчеты, и мы видим, что бизнес будет довольно слабо рентабельным, то следует выбирать доходы. Если же выгода будет значительной, то расходы. Знающие люди рекомендуют выбирать второй вариант, если затраты в предприятии не превышают 60%. Но, конечно, остаточное решение принимает основатель коммерческой структуры, базируясь на своих расчетах. Эти пути оптимизации налогообложения идеально подойдут для субъектов малого предпринимательства. Но ведь не только им мы живем, верно? Есть ли варианты для средних и больших структур? Конечно, куда же без этого.

Особенности общего налогообложения

В первую очередь следует определиться с видом оптимизации. Всего их выделяют два:

  1. Стратегическая оптимизация. Она разрабатывается с прицелом на длительное использование. В этом случае определяют наиболее эффективную форму осуществления совершаемой финансово-хозяйственной деятельности. При грамотной организации положительный эффект от нее будет сохраняться длительное время.
  2. Совершенствование налогообложения для отдельных хозяйственных операций. Этот вариант построен по принципу получения одноразового эффекта. Как правило, это вариант представляет собой разнообразные комбинации, где присутствуют манипуляции с условиями и порядком выполнения заключенных договоров.

О реализуемых схемах оптимизации налогообложения (из числа законных) следует отметить два основных момента:

  1. Отсрочка платежей, а также перенос их выплаты на другое время.
  2. Уменьшение налоговых выплат.

Практикой доказано, что наибольший эффект достигается, если эти два пункта используются в комбинированном режиме. Хотя получить такую привилегию все же достаточно проблематично. Вообще, при оптимизации налогообложения необходимо сконцентрироваться на комплексности. Тогда можно будет говорить о более значительном и длительном результате. К тому же, наше законодательство устроено таким образом, что, уменьшая выплаты по одному налогу, мы можем оказаться существенно больше должны по-другому. Именно поэтому и следует оптимизационные мероприятия проводить еще до осуществления сделок и иных операций, а не тянуть, чтобы потом скакать галопом до даты ближайшей отчетности.

Следует признать, что рассматриваемые процедуры являются довольно сложными. Поэтому желательно обратиться за помощью к профессионалу. И вовсе не обязательно нанимать человека в штат. Сейчас все большую популярность приобретает передача дел на аутсорсинг. То есть подключается фирма или специалист со статусом ИП, которые забирают на себя всю бумажную работу, тогда как предприниматель может полностью сконцентрироваться на развитии своей компании. Оптимизация налогообложения предприятия, правда, при этом должна проговариваться отдельно. Ведь самая главная и основная задача этих людей – обеспечить своевременную и точную подачу отчетности.

Налоговое планирование

Это весьма полезная процедура, суть которой – проведение предварительного анализа возможных последствий еще до того, как был заключен хозяйственно-финансовый договор. Ведь от его условий зависят налоговые обязательства. Например, необходимо уделить внимание моменту реализации (и, соответственно, сроку начисления налогов), отношениям между сторонами, проверить, является ли контрагент резидентом или нет, есть ли у него льготы, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель. Все это влияет на налоговую нагрузку. Поэтому при заключении договора нужно учитывать все моменты, которые повлияют на размер платежей. Во избежание проблем и полноценного разбора данных рекомендуют использовать балансовый метод налогового планирования. Почему именно его? Дело в том, что с его помощью предусматриваются все необходимые расчеты для минимизации количества уплаченных средств.

Существуют и другие методы оптимизации налогообложения. Один из наиболее простых, но одновременно очень эффективных – это увеличение стоимости основных средств, что, в свою очередь, позволяет повысить себестоимость продукции. Делается это посредством начисления амортизации при переоценке. Но эта схема доступна не для всех предприятий. Дело в том, что высокая стоимость основных средств приводит к росту налога на имущество организации. Поэтому здесь необходимо быть внимательным, чтобы не попасть из огня да в полымя.

Схемы: как проводится оптимизация налогообложения?

Примеры нужны, иначе без них статья будет не полной. Следует отметить, что есть подходы, которые могут использовать многие организации, и существуют сугубо индивидуальные решения. Что встречается на практике чаще всего? Пожалуй, этот перечень знаком многим, кто даже не думает о предпринимательской деятельности:

  1. Применение налоговых льгот.
  2. Законные способы добиться отмены уплаты денежных средств.
  3. Ведение деятельности с использованием оффшорных зон.
  4. Отсрочка выплаты в бюджет.

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Многие люди почему-то считают, что оптимизировать налогообложение можно исключительно при взаимодействии нескольких организаций, у которых разные режимы ставки. Да, это вариант, но далеко не единственный. Но об этой схеме тоже следует рассказать. Чаще всего она реализовывается в виде открытия нескольких фирм. При этом основное предприятие выступает в качестве посредника. Как пример – компания на общем режиме заключает договор с упрощенцем, который и закупает необходимый товар у производителя. Затем он перепродается. При этом получается комиссионное вознаграждение путем уменьшения размера налога на добавленную стоимость. Ведь он начисляется только на полученный основным предприятием доход. Также можно реализовывать товар своей же фирме, у которой упрощенная система налогообложения.

Но будьте внимательны – эти варианты пользуются пристальным вниманием со стороны налоговых органов. Поэтому очень важно, чтобы фирма, с которой ведется взаимодействие, обладала независимым названием и юридическим адресом. И обязательно – вела настоящую хозяйственно-производительную деятельность. Если она будет только на бумаге, то, увы, – велика вероятность отправиться в не очень приятное место с соответствующим контингентом на несколько лет.

Отсрочка уплаты НДС

А сейчас начнем о весьма интересном и важном моменте. Пожалуй, каждого, кто работает на общих условиях, интересует, как может быть проведена оптимизация налогообложения НДС. Чтобы сократить размер выплат, можно использовать схему с задержкой отгрузки продукции. Главное в ней – заключить договор с предприятием, которое работает на ЕНВД. Причем необходимо заранее договорится с контрагентом о применении данной схемы. Пробудить в нем интерес можно, пообещав сделать определенную скидку. Чтобы осуществить данную схему, необходимо включить в договор пункт о штрафных санкциях в случаях нарушения сроков поставки. Хотя реально этот момент уже оговорен с партнером, и он закрывает на это глаза. Согласно законодательству, неустойки не облагаются НДС. Также его не платит контрагент, поэтому данная схема не должна вызывать у него беспокойство.

Но это не единственный способ. Отсрочить уплату налога на добавочную стоимость можно еще и в случае, если поставка осуществляется не сразу, а частями. В таком случае платеж необходимо вносить после того, как будет отгружена последняя партия товара. Причем под отсрочкой понимается ситуация, когда оплата происходит в день, когда, собственно, и была поставлена продукция. Рассмотрим пример. Был заключен договор с покупателем, что компанией будет в первом квартале отгружена основная часть продукции. Остальная будет передана во втором. Благодаря этому, бухгалтерия должна будет заплатить НДС только во 2-м квартале. Но, во избежание проблем, необходимо об этой схеме упомянуть в договоре, прописав, что такие поставки могут быть осуществлены только из-за значительного объема или веса товаров. Следует понимать, что планирование и оптимизация налогообложения – это не игра. Это сложная работа, которая требует тщательного и детализированного анализа каждой ситуации со стороны бухгалтеров и юристов.

Различные моменты

Какова цель оптимизации налогообложения? Казалось бы, ответ очевиден, но давайте обозначим преследуемые задачи:

  1. Экономия по НДС и налогу на прибыль. Используются варианты продления исковой давности, оптимизация расходов на транспортировку, отсрочка, создание ремонтного и резервного фонда. Второй должен быть для страхования сомнительных долгов, иначе у налоговой службы будут претензии.
  2. Экономия налогов на прибыль и на недвижимость с помощью неустойки. Предполагает занижение официальной прибыли и выплаты части средств со статусом штрафа. Но если о договоренности станет известно налоговой службе – жди беды.
  3. Экономия на налогах при посреднических операциях.

Оптимизация налогов (налогообложения) коммерческих структур требует тщательного и осторожного подхода. Чтобы не изобретать велосипед, можно воспользоваться тем, что уже было разработано и создано другими людьми. Например, такими методами:

  1. Замена налогового субъекта.
  2. Изменение вида деятельности.
  3. Замена налоговой юрисдикции.
  4. Реализация учетной политики организации с максимально возможным использованием предоставляемых законодательством инструментов минимизации.
  5. Замена отношений.
  6. Отсрочка налогового платежа.
  7. Разделение отношений.
  8. Прямое сокращение объекта налогообложения.
  9. Правильно составленные и оформленные договорные отношения.
  10. Использование налоговых освобождений и различных льгот.

Главное – правильно их применить. Оптимизация налогообложения прибыли и НДС при адекватном подходе не вызовет вопросов у проверяющих государственных служащих.

Заключение

Вот и подходит к концу рассмотрение этой интересной темы. Следует отметить, что любая рассмотренная оптимизация налогообложения организации – это не универсальное руководство, а всего лишь шаблон поведения. При разработке плана можно учитывать представленную здесь информацию как основу, которую следует подкорректировать, ориентируясь на реальные условия. После того как будет проведена оптимизация налогообложения предприятия, должны увеличиться возможности экономического субъекта в плане эффективности и дальнейшего развития. Если этого не произошло, то необходимо задуматься, а было ли все правильно сделано?

Чтобы обменяться опытом и мыслями с другими предпринимателями, можно посетить семинар оптимизации налогообложения. Есть и другие подходы для того, чтобы улучшить свое положение. Вот, к примеру, почему предпринимателям в массе своей свойственно относиться к работникам налоговой службы с определенной спецификой? Ведь они такие же люди, как и мы! Можно отнести раз отчетность самостоятельно, а не используя электронные системы, познакомиться с человеком, подружиться, спросить у него. Ведь именно этот налоговый инспектор и будет следить за данными, так почему бы не узнать, как он думает?

Комментарии