Опера "Борис Годунов" - трагедия преступного властителя
Опера "Борис Годунов" создавалась Модестом Петровичем Мусоргским как народная музыкальная драма. Это признанное во всем мире величайшее достижение русской оперной школы, блестящий образец демократического направления в нашей классике. Она сочетает в себе глубину реалистического изображения русской истории с поразительным новаторством, которое проявилось в создании этого музыкального произведения.
Общепризнанное мировое мнение, что опера "Борис Годунов" сложна для постановки в зарубежных оперных театрах, так как иностранным дирижерам, постановщикам, исполнителям бывает сложно глубоко проникнуться идеями музыкальной драмы Мусоргского. Интересно, что звездные мировые оперные сцены приглашали для постановки "Бориса Годунова" русских режиссеров, например, Ла Скала - А. Кончаловского.
Первоисточником для идеи создания оперы стала одноименная трагедия А. С. Пушкина. "Борис Годунов", биография этого незаурядного русского политика, его трагическая судьба, конфликт между тягой к самодержавной власти и недовольством народа тем периодом смуты, которая воцарилась во время его правления. Вообще, конфликт народа и власти - это отголосок идей декабристов в пушкинской драме.
Мусоргский подхватил и развил ее, так как опера "Борис Годунов" создавалась в разгар реформ в России после отмены крепостного права, между 1868 и 1872 годами, когда казавшееся незыблемым самодержавие зашаталось, пошло на уступки обществу. Композитор сам работал над либретто, дополнительно обращаясь к "Истории государства Российского".
Мусоргский понимает, какой накал страстей кипит в душе героя. В сущности, он неплохой человек - Борис Годунов. Опера шаг за шагом, сцена за сценой показывает, как жажда власти затягивает человека, поначалу к этой власти не особенно стремящегося. Если в прологе оперы Борис категорически отказывается от трона, то впоследствии, согласившись принять корону, он терзается сомнениями (монолог «Скорбит душа»).
Параллельно развивается сюжетная линия беглого монаха Гришки Отрепьева, узнавшего от старца Пимена историю смерти царевича Дмитрия. Именно Пимен невольно подталкивает Григория к бегству из монастыря и к дерзкой идее объявить себя спасшимся царевичем.
История детоубийства витает над семьей Бориса. Смерть жениха царской дочери Ксении, муки совести самого Годунова (знаменитый монолог «Достиг я высшей власти»). И призрак убиенного царевича, который мерещится царю. Кажется, Борису уже все равно, что ему приносят вести о самозванце.
В первоначальной редакции опера "Борис Годунов" заканчивалась сценой его смерти. Впоследствии, в начале 70-х годов, композитор дописал оперу, добавив целую сцену восстания под Кромами - начало смутного времени.
Существует несколько редакций оперы, в разное время ее редактировали и инструментовали Н. Римский-Корсаков, Д. Шостакович, М. Ипполитов-Иванов. Используется и авторская редакция, более сложная и развернутая, объемная по времени. Хотя чаще всего театры исполняют оперу в обработке Римского-Корсакова.
Надо отметить, что в опере блистали знаменитые басы разных времен - всех не перечислить, но Ф. Шаляпин, А. Пирогов, Б. Штоколов и многие другие создали незабываемые интерпретации образа Бориса. Теноровая партия Юродивого стала шедевром в исполнении И. Козловского. Главная женская партия Марины Мнишек написана для меццо-сопрано, но ее исполняли и сопрано, так, например, в 1970 году ее пела Галина Вишневская.
Художественные средства, используемые композитором, сложны и многогранны, сквозное действие сочетается с запоминающимися отдельно взятыми эпизодами - монологами, ариями. Особенно мощно звучат в опере хоры.