Мотоцикл Ява-250 – чешское чудо

Чехословакия уже в двадцатые-тридцатые годы была промышленно развитой страной, ее заводы производили большое количество транспортных средств и другой техники как мирного, так и военного назначения. Впрочем, и ранее, в эпоху существования Австро-Венгрии, эта страна была кузницей империи.

Наличие квалифицированных кадров и опыта производства сложных механических устройств стали движущими силами для развития машиностроения. Одна из фирм, созданных в конце двадцатых годов, получила название «Ява». К экзотическому острову оно не имело отношения, просто ее хозяин решил увековечить собственную фамилию Янечек в сочетании с моделью прототипа выпускаемого мотоцикла «Вандерер», вот и получилось «Jawa». Собственных разработок в первое десятилетие предприятие не вело, выпуская байки, разработанные Джорджем Патчеттом, инженером из Англии.

Во время немецкой оккупации сотрудники завода «Ява» работали на вермахт, по мере сил саботируя выполнение заказов, и одновременно продолжали проектировать образцы техники, предназначенной для послевоенной жизни.

И вот 1946 год, парижская выставка, и на ней триумф. Мотоцикл Jawa -250, оборудованный гидравлическими амортизаторами, автоматическим отключением сцепления при переключении передач, рамой новой конструкции, ящиком для хранения инструментов и другими новшествами, вызывает огромный интерес посетителей. Эта модель стала базовой для модельной серии этой фирмы с объемом двигателя в 250 «кубиков».

Ява-250 в огромных количествах поставлялась в СССР. Этот мощный мотоцикл имел двигатель в 17 «лошадок» и был очень надежным. Производился он до 1974 года, затем его сменила следующая - 350-я - модель с двумя цилиндрами, боле приспособленная к нашим дорогам и климатическим условиям.

Мотоцикл Ява-250 значительно превосходил по своим эксплуатационным характеристикам советские аналоги - Уралы, Ковровцы, Ижи, но, как любая другая транспортная техника, требовал ухода. после приобретения нового аппарата следовало его обкатать в щадящем режиме на разбавленном особым маслом бензине первые пару тысяч километров, для того чтобы поршни хорошо приработались к цилиндрам.

Приятным обстоятельством в стране всеобщего дефицита было наличие запасных частей и дополнительных комплектующих для того, что сегодня называют "тюнингом". В тех же «Спорттоварах», где продавались мотоциклы Ява-250, лежали на прилавках и «прибамбасы» к ним - противотуманки, прозрачные стекла, устанавливаемые на руль, и стальные дуги. Для тех, кто желал ознакомиться с новинками предприятия-изготовителя, а также с тонкостями техобслуживания этих мотоциклов, в киосках "Союзпечати" продавали журналы «Мото-ревю», издаваемые в Чехословакии. Стоила эта литература немало - 2 рубля, но разлеталась она мгновенно, шутка ли сказать, по дорогам нашей страны по состоянию на 1976 год странствовал миллион экземпляров байков этой марки.

Кстати, о ценах. После денежной реформы 1961 года Ява-250 стоила 520 полновесных советских рублей, а до нее, соответственно, 5 200. Сумма солидная, для сравнения: Ковровец «тянул» на двести пятьдесят, а средняя зарплата составляла менее сотни. Если прикинуть затраты в сопоставимых ценах, то купить такой мотоцикл, конечно, было можно, но откладывать деньги на него приходилось долго.

И еще, Ява-250 очень красива. Плавные обводы, хромированные поверхности выхлопных труб и боковин бензобака, элегантно сочетающиеся с черной или красной цветовой гаммой не оставляли равнодушным любого, чей взгляд падал на эту стремительную машину.

И сегодня у этого мотоцикла есть свои поклонники-фанаты, тратящие время и деньги на то, чтобы в конце концов с гордостью промчаться на нем по дороге, удивляя и восхищая всех, даже обладателей самых дорогих и современных байков.

Комментарии
Все мотоцыклы и мопеды Ява были отлично сделаны и служили верой и правдой. Союз был не только главным потребителем но и испытательным полигоном. Например та же Ява 250 первых выпусков имела врожденный дефект двигателя с одним подшипником на каждой стороне вала. Наши любители технари сразу разобрались в чем дело и вскоре пошли новые, вечные, двигатели. Не забывайте что тогда шоссе с асфальтом в нашем теперишнем понимании было редкостью, например от Москвы до Сочи были участки по 50-80 км с булыжн