Очки "авиаторы": история культового бренда
На протяжении своей 76-летней истории очки «авиаторы» (или, как их ещё называют, «капельки») всегда оказывали огромное влияние на светскую моду. Они занимают легендарное место в американской культуре и никогда не выйдут из моды.
Для Джеймса Дина, Одри Хепберн, Майкла Джексона и многих других икон кинематографа и шоу-бизнеса они были незаменимыми и продолжают оставаться таковыми для тех, кто хочет определенно быть замеченным. От президентов до кинозвезд, от популярных рок-исполнителей до дизайнеров одежды - нет людей, которые бы не имели (или не имеют) этот культовый аксессуар.
Очки «авиаторы» часто связывают с голливудским образом жизни. История же их начиналась скромнее, но главное то, что они были созданы для несколько иных целей. Крупнейшая компания, производящая товары, полезные для глаз, "Бауш энд Ломб" (Bausch & Lomb) разработала и выпустила на рынок первые «капельки» под брендом «Рей-Бэн» (от «sun rays» (Ray) и «block» (Ban)) для Армейско-воздушного корпуса США, специально для защиты глаз летчиков от солнечных лучей. В немалой степени их идея принадлежала лейтенанту Джону Маккриди.
В 1920 году он возвратился из экспедиции на воздушном шаре и пожаловался, что солнечные лучи нанесли непоправимый урон его глазам. Он связался с Bausch & Lomb и попросил их создать солнцезащитные очки, которые бы обеспечили полную защиту от ультрафиолета, но были бы элегантными и удобными. Таковые появились в 1936 году и незамедлительно были приняты летчиками. Через год компания получила патент на модель «Рей-Бэн», созданную уже для коммерческого рынка. Однако термин "очки "авиаторы" стал синонимом для них. Сегодня им описывают модели, напоминающие по форме оригинальный дизайн. В конструкцию входили «небликующие» линзы (из зеленого минерального стекла, способного фильтровать инфракрасные и ультрафиолетовые лучи) и металлическая оправа весом не более 150 грамм. Линза, площадью в два раза больше глазного яблока, не допускала попадания света в его область под любым углом.
В годы Второй мировой войны американские пилоты продолжали полагаться на солнцезащитные очки «авиаторы». А научные исследования привели к таким новшествам, как градиентные линзы (со специальным зеркальным покрытием на верхней части и без такового на нижней, что позволяло четко видеть панель в самолете). Первоначально разработанная специально для военного использования продукция приобрела большую популярность у гражданского населения. Военное влияние в тот период на моду невозможно отрицать. Так, армейские, флотские футболки считались одним из основных продуктов стиля 1940-х. Люди, стремясь подражать военным, с большим шиком носили очки «авиаторы». Мужские аксессуары решительным образом овладевали миром массовой культуры. По иронии судьбы «капельки» очень полюбились женщинам. Действительно, гладкий, блестящий дизайн идеально подходит лицу любой формы.
После окончания войны все большее влияние на моду стал оказывать Голливуд. В последующие годы появилось много стилей «Рей-Бэн», некоторые - с новыми оптическими эффектами. В 1978 году компанией Bausch & Lomb была представлена модель со светочувствительными фотохроматическими линзами, «хамелеонами» (они темнеют в зависимости от изменения температурных и световых условий, от желтого к коричневому цвету). Однако ни одна из них не имела такой бешеной популярности, как Ray-Ban Wayfarer (с твердой пластмассовой оправой). Модель была разработана оптиком B&L Раймондом Стеджеменом и введена на рынок в 1952 году. На тот момент её дизайн был самым настоящим революционным прорывом. Как только этот аксессуар увидели на экране, он мгновенно стал самым узнаваемым.
Очки «авиаторы» носили Джеймс Дин в фильме «Бунтарь без идеала» (1955), позднее Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» (1961). На протяжении 50-х и 60-х годов они стали выбором очень многих - Боба Дилана, Энди Уорхола, Мэрилин Монро, Роя Орбисона, Джона Леннона и, конечно, всех тех, кто просто хотел выглядеть стильно.