Семиструнная гитара - экскурс в историю, классическая настройка

Семиструнная гитара, пожалуй, наиболее загадочный инструмент с туманной историей. Споров о происхождении много, но вот очевидных доказательств пока нет. Кем изобретена семиструнная гитара? Каковы истоки ее возникновения? Увы, яркая популярность инструмента уходит постепенно в лету.

Согласно историческим данным, пик популярности семиструнки приходился на шестидесятые годы прошлого века. Однако появился этот инструмент благодаря А. Сихре, основоположнику гитарного искусства на Руси.

Будучи одаренным музыкантом и превосходно владея шестиструнным инструментом, Сихра решил добавить еще одну струну, сделав тем самым гитару более близкой к арфе, - инструменту, которым он тоже, надо сказать, владел в совершенстве.

С одной стороны, гитара семиструнная действительно стала близка к арфе по арпеджио, а с другой стороны — была удобнее и мелодичнее, чем арфа.

В словаре Даля роль создателя строя «соль-мажор» подвергается сомнению. Семиструнная гитара, согласно Далю, в России использовалась задолго до Сихры (в 1799 г. была издана соната для гитары семиструнной).

Версия того, что семиструнная гитара появилась гораздо раньше, подтверждается и газетой «Петербургские ведомости», датированной 1803 г., за номером 37. В размещенном объявлении довольно яркий гитарист того времени Ганф предложил услуги по преподаванию игры именно на семиструнной гитаре. Именно Гранф, выпустивший свою «Школу игры на 7-струнной гитаре», ссылался на новый строй, признанный наилучшим во Франции, и в качестве доказательства приводил статью Шлейдера, опубликованную в «Лейпцигской газете».

Однако надо признать, что развенчанный Сихра, обладая гениальной прозорливостью, ухватившись за новый строй, внес неоспоримый вклад в приемы игры.

О роли создателя особого строя (да и семиструнной гитары вообще) остается спорить.

Массовое распространение семиструнной гитары продиктовано было общим развитием музыкальной культуры в России. А первым, кто действительно мог бы претендовать на существенный вклад в пропаганду игры на этом инструменте, был Игнац Гельд - забытый сегодня чешский композитор и гитарист, чьи многочисленные сочинения в свое время пользовались немалой популярностью в России.

Как бы там ни было, история оставила нам великих музыкантов и виртузов игры на семиструнной гитаре: Андрея Сихру, Сергея Орехова, Владимира Вавилова, Владимира Высоцкого, Сергея Никитина, Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Петра Тодоровского, Владимира Ланцберга.

Настройка семиструнной гитары проводится по принципу:

  • струна 1 — нота «ре» (1-я октава);

  • струна 2 — нота «си» (октава малая);

  • струна 3 — нота «соль» (октава малая);

  • струна 4 — нота «ре» (октава малая);

  • струна 5 — нота «си» (октава большая);

  • струна 6 — нота «соль» (октава большая);

  • струна 7 — нота «ре» (октава большая)

Эта настройка — классическая. Могут быть и другие строи, но мы остановимся на наиболее приемлемом и распространенном.

Итак, начинаем со струны №1 (первой, самой тонкой). Настраиваем ее до звучания ноты «ре». Теперь переходим ко второй струне. Прижимаем ее на 3-ем ладу, первая струна при этом открыта. Регулируя звучание струны №2, добиваемся унисона между первыми струнами (№1 и №2). Третью струну мы прижимаем уже на четвертом ладу и добиваемся унисона со второй, тоже открытой. Струна четвертая прижимается уже на пятом ладу, струна пятая — на на третьем, струна шестая — на четвертом, струна седьмая — на пятом (добиваемся унисона с предыдущей открытой струной).

Комментарии