Почему в России дорогие дороги: призрачная экономия на качестве
Почему в России дорогие дороги, в общих чертах знает каждый ее гражданин. Ведь этой бедой она славилась еще с царских времен. Это можно было бы назвать предвзятым мнением и показать в сторону других стран - мол, там не лучше. Но это не так. Возможно, причины этого лежат еще в исторических предубеждениях. Например, в Германии думали, что хорошие дороги уменьшают прибыль придорожных коммерсантов. Наши цари воспринимали их как пути для вторжения врагов. И современные чиновники все ведут к тому, чтобы дороги меньше строили, делая все для увеличения их стоимости.
Но если обратиться к мнениям специалистов, то сегодня называется ряд причин, почему в России дорогие дороги, большинство из которых сложно назвать объективно сложившимися. Все в системе их строительства ведется к тому, что делают их сначала плохо, а потом систематически тратят деньги на латки и ямочный ремонт. Во-первых, это позднее проведение тендеров, что приводит к тому, что асфальт начинают укладывать практически в конце лета – осенью, часто нарушая технологию. Во-вторых, на конкурсы заявляются сомнительные фирмы, не обладающие хорошей материальной базой. Они сначала занижают стоимость строительства дороги, отсекают этим благонадежные фирмы, а затем перепродают заказ субподрядчикам еще за меньшие деньги. А те, в свою очередь, экономят на качестве. Третьей причиной, почему в России дорогие дороги, следует назвать практически нереальные сроки в контрактах. Четвертая - это слабый контроль со стороны надзорных органов. И, наконец, последнее - не ведется мониторинг выполнения гарантийных обязательств, а, значит, множество дефектов устраняется за счет государства.
Рассмотрев причины того, почему в России дорогие дороги, можно с уверенностью заявить, что безосновательное удешевление строительства и капитального ремонта полотна (в части прямых технологических расходов) в совокупности с безответственностью чиновников и жаждой наживы подрядчиков - и есть причина постоянных переделок и увеличения стоимости.
Причем, как заверяют специалисты, большая часть того, что экономится на материалах и качестве выполнения работ, тратится на коррупционную составляющую, которая сегодня неофициально заложена в стоимость километра дороги. При этом люди, лоббирующие интересы коррумпированной связки чиновник-подрядчик, начинают выдумывать различные причины, вроде той, что у нас больше стоит земля, чем в Европе. Правда, при этом они часто упускают ряд важных условий, которые необходимо учитывать. Даже при равной стоимости (что встречается редко) российские дороги хуже по качеству, оснащенности техническими средствами. И строят их не хорошо оплачиваемые квалифицированные работники на современной технике, а выходцы из бывших союзных республик.
Также нельзя забывать и еще о том, что отечественные "направления" (чаще это более точное название) в целом негативно влияют на экономику, увеличивая расходы бизнеса и граждан. Если оценить понесенные ими убытки из-за поломки автомобилей, увеличения сроков доставки грузов и людей к месту назначения, количества растрачиваемого топлива, то цифры будут колоссальными.