Самолет президента России – летающее произведение искусства
История создания специального авиаотряда, задача которого – доставка первых лиц государства туда, куда они прикажут, началась в далеком уже 1956 году. Технический парк этой организационной структуры составляли тогда лучшие пассажирские самолеты России, вернее, Советского Союза – Ил-12.
Авиация развивалась бурно, и все новинки, опробованные в течение некоторого срока в "Аэрофлоте", поступали во "Внуково", где базировались правительственные крылатые машины. Не только техника, но и пилоты отбирались сюда лучшие, ведь ответственность велика. Случись какое летное происшествие, и весь мир сразу заговорит о технической отсталости «этих русских, которые даже главу государства нормально доставить не могут». Но повода для таких пересудов, к счастью, не было. ЧП возникали, только не по вине нашей техники или летчиков. К примеру, в 1961 году самолет с тогдашним советским премьером Л.И. Брежневым был обстрелян французским перехватчиком, и только благодаря мастерству экипажа, все обошлось благополучно.
Сегодня самолет президента России – не просто транспортное средство. На его борту есть все для того, чтобы управлять страной и эффективно работать, что немыслимо и без возможности полноценно отдыхать. Есть и спальни, и душевые кабины, и зал для проведения конференций.
Не забыты и потребности в еде, поскольку рейсы, совершаемые бортом № 1, бывают длительными. Поэтому камбуз лайнера оборудован плитой для готовки, холодильником, морозильной камерой, посудомоечной машиной, в общем, всем тем, что есть на хорошей кухне.
Самолет президента России отлично отделан внутри. Представительская функция этой машины очень важна, она представляет собой Кремль в миниатюре, так же, как каждое воздушное судно с трехцветным флагом на руле поворота и надписью RA на фюзеляже. Ни один мировой лидер, побывав на его борту, не сможет сказать, что авторам интерьера не хватило вкуса, а исполнителям – средств. Обивка выполнена той же фирмой, которая занимается салонами автомобилей Остин Мартин. Все сантехническое оборудование и большинство деталей металлической фурнитуры отделки салона имеют золотое покрытие. В целом затраты на оборудование повышенной комфортности превысили эквивалент в 19 млн. долларов.
Разумеется, самолет президента построен в России – стране, имеющей давние и славные традиции авиапрома. Это Ил-96-300 – вполне достойная широкофюзеляжная машина с четырьмя двигателями, очень надежная, скоростная и комфортная.
Инцидент, случившийся в августе 2005 года, когда технические неполадки привели к тому, что самолет президента России не стали поднимать в воздух, причинил 42-дневные неприятности не только наземным службам спецавиаотряда, но и многочисленным эксплуатантам этого воздушного судна, которым запретили летать на Ил-96. Однако вскоре выяснилось, что проблемы незначительны, и полеты продолжились.
Разумеется, самолет президента России – понятие не единичное, есть несколько основных крылатых машин, которые выполняют эту функцию, в частности, только Илов 96-х имеется шесть. Не все они имеют столь роскошную отделку, как главный борт, но условия полета на них вполне комфортные. В техническом парке авиаотряда имеются и другие типы лайнеров – это и Ил-62, и Ту-214, и другие надежные самолеты, а кроме них – и винтокрылые машины, чтобы добраться даже туда, где нет взлетно-посадочных полос.