Анализ показателей рентабельности в условиях инновационного развития
В начале XXI века именно инновации являются главным источником экономического роста общества. В основе инновационного развития любого государства, как известно, лежат новые знания и технологии.
Реализация определенной государством стратегии инновационного развития требует интеграции науки и производства. Факторный анализ показателей рентабельности в этом случае должен учитывать показатели эффективности использования достижений НТР. Понятно, что информационно-аналитическое обеспечение крайне необходимо на всех стадиях инновационного процесса.
Многие ученые подчеркивают, что национальная инновационная система есть важной предпосылкой для успешного возрождения национальной экономики, её адаптации к условиям международной конкуренции.
Анализ показателей рентабельности предприятия показывает, что интенсивное применение информационных технологий в разных сферах существенно меняет представления о роли человеческого фактора и информации в современном обществе. Более полно проявляется новая дефиниция - национальные информационные ресурсы, которые становятся одним из весомых факторов развития индустриального мира.
Как показывает анализ показателей рентабельности, информация в современных условиях приобретает черты фактора производства, а не заменяет инновации как действительно новое дополнение к технологическому складу общества. Благодаря информационным технологиям становится возможным существенное повышение эффективности хозяйственной деятельности. Это достигается благодаря свойствам информационного ресурса копироваться, а не воспроизводиться, как это есть с традиционными факторами производства. Новые системы производственных сил, основой которых есть информационные технологии, в передовых экономиках мира все больше вытесняют старые формы.
Вполне очевидно, что информационная отрасль приобрела достаточный уровень промышленных черт с четко выраженной инновационной моделью развития, частица которой в общей структуре экономики развитых стран существенно выросла. Однако, как свидетельствует анализ показателей рентабельности, в результате развернутой рекламной кампании с целью привлечения инвестиций, наблюдается определенная переоценка возможностей её влияния на общий экономический рост.
В общем виде структура информационного сектора состоит из четырёх составляющих:
- производство средств компьютерной техники, телекоммуникации и сетевых устройств;
- создание информационного продукта (разработка системного и прикладного программного обеспечения; формализация информации в электронном виде);
- внедрение промышленных возможностей генерации информационных ресурсов;
- совершенствование промышленных технологий, которые обеспечивают принципиально иное состояние экономического роста.
Успешная вначале реализация продукции первых двух составляющих в последние несколько лет столкнулась с вполне закономерным снижением спроса, которое стало результатом падения темпов внедрения продукции третьей составляющей в результате неготовности общества воспринимать нововведение синхронно с возникновением их предложения. Как показал анализ показателей рентабельности, использование нового инструментария не было обеспечено надлежащей нормативно-правовой базой, осложнялось устаревшими хозяйственными механизмами. К обострению ситуации привело действие в информационном секторе принципов, которые существенно отличаются от устоявшихся в традиционной экономике. В первую очередь, это касается формирования себестоимости и цены на продукцию информационного сектора. Основой капитализации субъектов деятельности данного сектора стали невещественные активы, в первую очередь, в виде информационных технологий и некомплектных информационных ресурсов, что привело к противоречию между так называемой «новой экономикой» и традиционной. Некомплектность информационных ресурсов заключается в существовании на информационном рынке лишь инструментов для модернизации других сфер, - полнота же обеспечивается в процессе развития информационно-технологической базы предприятиями традиционной экономики, которые дополняют аппаратно-программную составляющую информационным продуктом, который отражает предметную область их деятельности.
Как демонстрирует анализ показателей рентабельности, последние события, которые происходят в информационном секторе, подтверждают ошибочность представлений о его возможности непрерывно обеспечивать растущий инновационный поток. В нём лишь создается метаинструментарий, адаптация которого к потребностям конкретной предметной области и использования убыстряют возникновение и внедрение в ней инноваций.
Исследование проблем инновационного развития сегодня неотделимо от становления новой социально-экономической формации, доминантный способ производства которой основывается на информационных технологиях.