Образовательное право, его источники и принципы
Образование в нашей стране официально считается приоритетной сферой деятельности государства. Для правильного функционирования столь масштабного социального института необходимы эффективные инструменты регулирования и стимулирования.
Образовательное право - это совокупность юридических норм, контролирующих деятельность образовательных субъектов. Также в сфере его воздействия находится процесс воспитания молодого поколения. В частности, образовательное право действует по трем крупным направлениям:
1. Оно выступает арбитром между субъектами образовательной деятельности в вопросах признания того или иного образовательного института в международных масштабах (право человека на образование, законность международного сотрудничества учебных заведений и т.д.).
2. Регулирование отношений между учебными учреждениями и государственными органами (аттестация, аккредитация, создание, лицензирование и проведение иных необходимых процедур).
3. Образовательное право устанавливает порядок отношений между образовательными учреждениями и учащимися или их родителями. Сюда относятся правила поступления в учебные заведения, перечень направлений образовательных программ, содержание итоговых экзаменов и т.д.
Источники образовательного права - это международные и российские правовые законы, нормы и акты, регулирующие сферу образования.
К российским законодательным актам, регулирующим государственную политику в области образования, относят Закон РФ «Об образовании» (1992) и Федеральный закон «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании» (1996).
Кроме двух базовых законов, существуют также:
1. Профильные «сегментарные» законы, относящиеся к определенной сфере образования.
2. Непрофильные, содержащие в себе правовые нормы и регулирующие акты. К ним
относят:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства, затрагивающие ту или иную проблему в сфере образовательной деятельности;
3) иные нормативные акты, принятые в субъектах РФ, обладающих частичной самостоятельностью. Принятые нормы не должны противоречить основным федеральным законам.
Образовательное право гарантирует получение населением качественных знаний,
1. Гуманистический характер образования, защита жизни и здоровья, признание права человека на свободу самореализации, развитие личности, творческих способностей.
2. Воспитание в обучающемся трудолюбия, храбрости, уважения к окружающим, любви к природе, к семье, к Родине.
3. Соблюдение единого культурного и образовательного стандарта, но вместе с тем сохранение национальных особенностей и поощрение региональных традиций.
4. Общедоступность и качественность образования, а также его адаптивность.
5. Светский характер.
6. Свобода и плюрализм.
7. Демократичность управления деятельностью образовательных учреждений, их автономность.