Что такое монополия и как с ней бороться?
Понятие монополии было известно людям еще в древности. Сегодня, в эпоху, которой правят рыночные отношения, полезно знать, что такое монополия. Под ней понимается ситуация на рынке, когда одна-единственная фирма производит определенную продукцию или оказывает услугу, не имеющую аналогов, и появление в отрасли конкурентов невозможно.
Уяснив, что такое монополия, посмотрим на разнообразие ее видов:
- закрытая, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями;
- естественная монополия представляет собой большую фирму, производящую продукцию с более низкими затратами, чем несколько маленьких компаний;
- открытая монополия лишена защиты от конкуренции, фирма в данном случае является временным уникальным поставщиком какой-либо продукции.
Рассмотрим теперь, что такое монополия, с учетом временного горизонта. Планирование монополии может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Например, при помощи патентного свидетельства, фирма получает закрытую монополию на короткий временной срок. Это происходит не только по причине ограниченного периода действия патента, но также из-за возможности изобретения конкурентами новых продуктов.
Существует также двусторонняя монополия на рынке труда. Это ситуация, при которой со стороны предложения существует единственный продавец, а со стороны спроса - единственный покупатель. В таких условиях объемы товара и цены определяются сторонами в ходе переговоров. Примером такой монополии может служить хлебозавод, единственный в городе, муку для которого вырабатывает единственный мелькомбинат.
Монополия на рынке труда может быть представлена такой ситуацией, в которой работник по найму талантлив и обладает уникальными способностями. В данном случае монополия является проявлением рыночной власти со стороны предложения рабочей силы. Например, музыкант или писатель, обладая авторским правом, выступает временным монополистом. Чем дольше действуют авторские права, тем более значителен доход от продукта его умственных усилий.