Личный доход и потребительская конъюнктура

Главным фактором, определяющим величину и структуру спроса на потребительском рынке, выступают личные доходы населения. Фактор дохода в отличие от цены принято считать прямым детерминантом спроса. Характер этой зависимости в свое время выразил Дж. М. Кейнс, который писал, что склонность людей увеличивать свои потребности, а вслед за этим, естественно, и потребление, является особым психологическим законом природы человека, который, в конечном счете, влечет его увеличивать и личный располагаемый доход.

В принципе гипотеза абсолютного дохода еще раньше была сформулирована и развита Э. Энгелем. Согласно известному закону Эйнгеля, структура покупок и расходов населения может существенно различаться в зависимости от уровня доходов: чем ниже доход, тем больше он расходуется на продукты питания (удовлетворение потребностей человека) и, наоборот, чем выше уровень дохода, тем большая его часть идет на удовлетворение «вторичных» потребностей человека как социального объекта. Кроме того показательно, что, как правило, 1% увеличения доходов среди малообеспеченных слоев населения, как правило вызывает более активную ответную реакцию потребителей, чем этот же показатель среди обеспеченных слоев.

В теоретическом плане проблема, как взаимосвязан личный доход доходов и конъюнктуры рынка, изучена преимущественно в аспекте влияния покупательной способности населения на величину товарооборота. Однако взаимодействие доходов населения и рынка потребительских товаров, на наш взгляд, должно рассматриваться в более широком плане, а именно: с позиции системного подхода к анализу единства спроса и предложения. Успешное и динамичное развитие потребительского рынка в регионе, достижение сбалансированности на нем напрямую связаны с мерами государственного регулирования доходов, которые направлены на стабилизацию уровня жизни, формирование среднего класса потребителей, расширение потребительского спроса, стимулирование производства товаров и услуг.

Личный доход в экономической теории традиционно определяют как некую сумму денег, которую человек получает за какой-либо период. Но в условиях рыночного хозяйства, такой подход к определению, что представляет собой личный доход, нуждается в ряде существенных уточнений. Причиной этого является то, что, во-первых, в условиях рыночного хозяйства личный доход направляется преимущественно на приобретение товаров и услуг для личного потребления. А во-вторых, в рыночной экономике любой личный доход должен быть обеспечен соответствующим количеством этих самых товаров и услуг, потому что только при этом условии у человека сохраняется материальная заинтересованность в труде.

В региональном аспекте доходы населения являются доминирующим фактором, определяющим успех формирования и последующего развития потребительского рынка.

Теоретически доказано, что спрос, инициирующий объем предложения на нем, является производным параметром от показателей величины денежных доходов, которые население направляет на потребительские нужды и определяющих уровень их благосостояния.

При оценке уровня доходов с позиции его влияния на платежеспособный спрос на рынке потребительских услуг и товаров важное значение принадлежит правильному установлению величины покупательной способности, которая определяется путем корректировки денежных доходов с учетом цен и выступает как реальный доход.

Однако в настоящее время объективно судить о реальном параметре платежеспособного спроса населения необходимо путем введения и показателей структуры расходов, и гармоничности их соотношений.

Комментарии