Картина из песка творит чудеса
На свете нет ничего более простого и доступного, чем песочная игра. В нее играли еще много тысячелетий назад, не задумываясь о пользе подобного занятия. Картина из песка отражает эмоциональное состояние, испытываемое человеком в определенный момент, его внутренний мир.
Мнение, что данная игра – это детская забава, не совсем верное. Не только малыши, но и взрослые зачастую не прочь поиграть в нее, будь то на пляже или в специально оборудованном месте.
Пескотерапия - одно из направлений арт-терапии. Суть ее заключается в эффекте самоисцеления в процессе манипуляций с этим материалом. Картина из песка словно проецирует душевное состояние человека, поскольку он выстраивает ее спонтанно, не думая. Автор данного метода терапии Дора Кальфф говорила о том, что все неосознанное находит свое отражение на песке. В процессе занятия составляется рассказ, история, расставляются персонажи, строятся замки и препятствия. В ходе коррекционной работы постепенно с картины из песка исчезают преграды, появляются помощники, этот мир словно «успокаивается», а пациент, будь то ребенок или взрослый, находит решение своей проблемы.
Подобная терапия в работе с дошкольниками помогает снижать уровень агрессивности и тревожности, потому что этот материал успокаивает. Погружая в него свои руки, пропуская между пальцами, ребенок ощущает его прохладу, чувствует тепло собственных рук. Дошкольник, еще не умеющий хорошо рисовать, играя в песок, может рассказать о своих чувствах и переживаниях. Не случайно, если наблюдать, как ведут себя малыши в песочнице, можно заметить, что кто-то мирно трудится над «куличиком», с увлечением строит горки и замки. А кто-то крушит все на своем пути, рассыпает песок повсюду и разрушает постройки. Так дети пытаются взаимодействовать, еще не умея говорить.
Картина из песка помогает сформировать коммуникативные навыки, научиться договариваться и уступать. В процессе совместной постройки дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать. Научившись всему этому в песочнице, они потом переносят полученные знания и навыки в реальную жизнь.
Возможности данного вида терапии велики. Рисование песком для детей имеет психотерапевтический эффект, позволяет глубоко проработать ситуацию. В ходе проведения коррекционной работы постепенно изменяется отношение ребенка к себе, к ситуациям прошлого, будущего и настоящего. Элементы этих занятий могут использовать и другие узкие специалисты: учителя-логопеды и дефектологи.
У подобного вида коррекции существует несколько ограничений: ее не следует применять при работе с детьми с СДВГ, если у ребенка имеются аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, легочные болезни, а также в случае кожных заболеваний и порезов.
В остальных случаях картина из песка помогает в решении ряда проблем, присущих дошкольнику. В кризисные моменты стабилизируется эмоциональный фон, повышается настроение, снижается тревожность. Хорошим помощником служит песочница при адаптации ребенка к новым условиям: детскому саду, школе, переезду.