Бритва Хэнлона – инструмент отсечения коварства от глупости
Бритва, лезвие, клинок издревле считаются символом остроты ума. Глупость же часто называют тупостью и ассоциируют ее с деревянной колодой или другими предметами, неспособными одним махом рассекать всякие сложные материи. Проникновение в самую суть проблемы, ее «хирургическое» понимание и последующее излечение - вот истинное призвание и скальпеля, и интеллекта.
Услышав выражение «Бритва Хэнлона», человек непосвященный может подумать, что речь идет о какой-то особой конструкции прибора, предназначенного для устранения щетины с поверхности лица. Отнюдь нет, это словосочетание означает не какой-то материальный предмет. Так называется утверждение известного американского писателя Роберта Энсона Хайлайна, получившее известность благодаря опубликованной в 1980 году второй части книги о законах Мэрфи. В переводе с английского ее суть заключается в призыве не искать изощренное коварство и хитрость там, где присутствует лишь глупость. Так что повествование пойдет не о том, как бриться бритвой…
Почему бритва? И почему Хэнлона? Начнем с конца. Хенлон – собственно, тот же Хайлайн, только транскрипция другая. Сам автор многих рассказов и романов ничего не имел против того, чтобы его так называли, перепутать все равно трудно, слишком уж он известен. Вместе с Азимовым и Кларком, Хайлайн входит в «большую тройку» лучших американских фантастов.
Теперь о том, почему крылатому выражению дано название «бритва Хэнлона». Точного толкования этой фразы при жизни ее автора дано не было. Возможно, это и хорошо, определенная загадочность всегда считалась непременным атрибутом литератора, особенно фантаста. К тому же отсутствие пояснений дает свободу для самостоятельного осмысления и утверждения, а это ведь тоже процесс творческий.
Наиболее вероятной представляется версия, согласно которой бритва Хэнлона должна быть наготове у каждого разумного человека, что называется, «в кармане». Это на случай нестандартной ситуации, когда непонятно, совершен ли против него какой-то витиеватый выпад, влекущий неприятные последствия, или инцидент является плодом чей-то глупости, которой, как известно, в отличие от разума, пределов нет.
Восточный мудрец как-то заметил, что хитрость заменяет дуракам ум, а слабым силу. Бритва Хэнлона отсекает своей острой режущей кромкой все их оружие, которым они пытаются, и зачастую не без успеха, противостоять сообществу людей разумных, но разобщенных, и иногда, увы, беспомощных против коварства, даже самого глупого и примитивного.
Впрочем, сама идея отрицания наличия заговора и объяснения неудачи простой некомпетентностью была известна и до Хайлайна, он просто сформулировал ее понятным и современным языком. Наполеону Бонапарту иногда приходилось сдерживать некоторых своих полководцев, видящих причины военных конфузов в шпионаже и измене, в то время как они состояли в их собственных ошибках. А в Советском Союзе долгое время было принято, напротив, предполагать злой умысел у тех, кто что-то не так сказал или сделал. По глупости…
Современный российский литератор Пелевин также дал свою версию бритвы Хэнлона, в которой утверждает, что не тайные ложи, а явная лажа правит миром.