Предмет, задачи, методы и принципы психологии

Психология - это очень старая наука. В дословном переводе с древнегреческого языка - это "наука о душе". В общем смысле психология изучает законы развития и функционирования, связанные с деятельностью человеческой психики в рамках одного индивидуума или же группы людей. В практическом и бытовом смысле психология (принципы рассмотрим в статье) используется для помощи тем, кто запутался в своей жизни или в самих себе. Но все не так просто. В психологии есть очень много ответвлений, принципов, задач и методов, которые мы рассмотрим ниже, но пока что сконцентрируемся на развитии этой науки.

История

Психология возникла еще во времена Античности. Многие ученые и философы того времени стали задумываться о человеческой душе (психике). Из письменных работ до наших дней уцелело немного. Но именно в Античности заложились первые основы для психологии как науки. Например, Гиппократ сделал классификацию темпераментов, Платон занимался психоаналитикой, вывел некоторые основы в психологии, которые актуальные до сих пор. Но был еще один важный человек по имени Аристотель в истории психологии, который, можно сказать, положил начало науке, написав трактат "О душе", где подробно касается многих вопросов человеческой психики.

В Средневековье людей интересует человеческое сознание с точки зрения веры и религии. А вот в новое время идет развитие. В 1590 году термин "психология" впервые употребляется Рудольфом Гоклениусом в обозначении науки о душе. Примерно в это же время Отто Касман впервые употребляет слово в более современном научном понимании. Также многие ученые нового времени уже считали, что душа и тело имеют "разную природу" (Рене Декарт).

В XIX веке психология твердо заняла свою нишу полноценной науки. Официально годом рождения считается 1789-й, когда Вильгельм Вундт организовал первую психологическую лабораторию. Также большой вклад в развитие науки внесли Эрнст Вебер, Герман Гельмгольц и многие другие ученые.

В двадцатом веке психология вышла на совсем другой уровень. Развитие получила и медицина, и биология. Человечество уже знало о взаимосвязях мозга, о влиянии психики на самого человека, но именно в XX веке стали применять на практике различные терапии и методы. Было много выдающихся психологов того времени, чьи идеи порой были противоречивы друг другу и подвергались критике, тем не менее благодаря многим гипотезам психология развивалась. Например, Зигмунд Фрейд вывел психоанализ, вывел теорию сознательного и бессознательного. Также были Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм и другие ученые.

В прошлом столетии психология начала активно разделяться на школы, течения, виды. Например, в начале века изначально в Германии появилась гештальтпсихология (которая актуальна до сих пор по всему миру), а американский психолог Джон Уотсон вывел основные принципы в психологии поведения. Так появился бихевиоризм.

Наука шла параллельно с историей. Во время Первой мировой войны для тестирования солдат использовали психодиагностику. Также выделяются виды: например когнитивная, социальная и культурно-историческая психология (основанная на марксизме). Но это не было пределом. Ученые также начали замечать, как психология переплетается со многими другими науками. Так, например, возникла психолингвистика.

В нынешнем же веке, когда на помощь пришло оборудование и техника, акцент делается на исследовании нейронных сетей с помощью томографии, изучаются не до конца выявленные функции мозга и прочее.

Предмет

Конечно же, человек выступает в роли субъекта деятельности. Предметом является психика и законы ее развития, функционирования, способность отражать действительность, выступать в роли посредника между индивидуумом и миром, социумом. Немаловажную роль играют закономерности психических процессов, то, как информация усваивается психикой и в итоге влияет на деятельность и поведение человека в зависимости его индивидуальных особенностей.

Объекты изучения

Как мы уже увидели из истории психологии, наука все время менялась в зависимости от разных факторов. Несмотря на весь прогресс в развитии, объект концентрации внимания психологов, философов, ученых и даже обычных людей каждый период был разным:

  • Самое долгое время, начиная от 2 тысячелетия до н.э. и заканчивая XVII веком н.э., ученые и мыслители уделяли особое внимание познанию души. Именно она была объектом для изучения все это время. Стоит отметить, что душа понималась по-разному: как часть физического тела (в современном мире так назвали бы психику человека) или как нечто идеальное, нематериальное, вечное, эфирное, иногда божественное.
  • С XVII в. по начало XX в. объектом психологии выступало сознание. Религия не так уже влиятельна, как в прошлые столетия, люди стали более материалистичными. Декарт предположил, что сознание определяет бытие, психологию конкретного индивидуума. Также он считал, что все субъективно и должно подвергаться сомнению.
  • Конец XIX - начало XX вв. Как раз с развитием нового ответвления в психологии - бихевиоризма - объектом становится поведение человека. Главной формулой приверженцев такой теории было то, что стимул порождает реакцию.
  • В 50-е годы прошлого века психологи наконец стали акцентироваться на психике.

Задачи психологии

Наука существует неспроста и несет в себе важные, полезные для общества и людей по отдельности цели. К задачам психологии относят: исследование психических явлений и их психологических механизмов, анализирование того, как происходит формирование таких процессов и развитие и, самое главное, то, как можно применить полученную информацию на практике в жизни (например, как психолог может помочь человеку справиться с трудной ситуацией в жизни).

Методы

Принцип психологии заключается еще и в том, что психологи используют разные способы, чтобы выявить что-то новое, касаемо так и конкретного индивидуума, так и науки в целом:

  • Экспериментальный метод является одним из самых главных. Его еще называют лабораторным, потому что для данном способе людей обычно помещают в искусственно созданные ситуации, чтобы узнать, как они себя поведут, и сделать определенные выводы.
  • Метод научного наблюдения подразумевает под собой объяснение какого-либо процесса в рамках его естественного течения, основанного на теории. Так, например, психологи или ученые наблюдают за человеком и ходом его действий, реакций, за речью.
  • Тестирование обозначает выявление некоторых особенностей с помощью тестирования. Вопросы могут быть разными, цели - тоже.
  • Изучение продуктов деятельности человека. Например, почерк, рисунки и др., что может говорить о своем "творце", какой он по характеру (является ли он творческим, неаккуратным, неразборчивым, старательным, спокойным и т.д.).
  • Психологи также часто используют биографический анализ. Другими словами, диагностируют жизнь человека, его привычки, семью, способы адаптации в обществе. Таким образом, можно предугадать то, какой сложится дальнейшая жизнь, как будут складываться дальнейшие отношения с людьми, в семье, на работе, какие будут кризисы, а также способы преодолеть возможные трудности.

На этом методы на заканчиваются. Существуют еще сравнительно-генетический, психологическое моделирование и прочие, но выше мы рассмотрели 5 наиболее основных способов изучения чего-либо в науке о душе.

Принципы

Ученые выделяют теоретические основные принципы психологии, потому что они нужны как основополагающие утверждения, без которых не была бы возможна сама наука:

  • Детерминированность (определяемость) - это означает признание того факта, что человеческое сознание, способность мыслить и другие психические процессы являются результатом социализации, влияния социума на развитие человека (еще в раннем возрасте).
  • Единение деятельности и сознания. То есть все наши действия - это влияние нашего разума; другими словами, люди делают все дела осознанно.
  • Принцип развития в психологии. Психика всегда меняется, развивается, она не может "застыть" раз и навсегда.
  • Личностный подход. Каждый человек индивидуален, несмотря на то что психика в общем может функционировать по определенным законам. Но в частном подходе просто необходимо учитывать личность и характер индивидуума.

Мы рассмотрели самые основные принципы в общей психологи. Они влияют на все другие ответвления, однако есть более частные случаи со своими основами, которые мы сейчас и рассмотрим.

Отечественная психология

Эта наука является более частным видом от общего. Отечественные ученые тоже вносили вклад в развитие и занимали свою твердую нишу в качестве психологов-теоретиков. Поэтому стоит отметить, что принципы отечественной психологии немного отличаются:

  • Материалистический монизм означает необходимость в первую очередь рассматривать психически-физиологические процессы, чтобы от физиологии переходить к процессам психики.
  • Отражение. Такой принцип заключен в том, что сознание субъективно отображает объективную действительность.
  • Единство теории и практики - для решения практических задач нужно принимать участие и в теоретических исследованиях.
  • Принцип объективности. Хоть некоторые психологи и придерживаются мнения, что внутренний мир человека очень субъективен, а значит, непознаваем, большинство все же считает, что можно объективно судить о мыслях, желаниях, мотивах, переживаниях путем рассмотрения его поступков, деятельности, анализа речи, слов, поведения.
  • Детерменизм, развитие психики, единство сознания и деятельности (как и в общей психологии).

Основные принципы возрастной психологии

Базисы и цели этой отрасти тоже являются более частными. Возрастная психология важна на практике, так как именно с возрастом связано развитие, кризисы, жизненные этапы, психологические травмы, становление личности, изменения, работа с детьми и многое другое.

Помимо вышеперечисленных общих принципов возрастная психология также выделяет учет возрастных личностных изменений и индивидуальных подход к человеку, выявление его особенностей, чтобы спрогнозировать дальнейшие развитие.

Комментарии