Насилие в школе. Виды и первопричины

Виды насилия

Психологический портрет современного школьника - это яркое отражение его социальных недостатков. А одной из важных проблем в период обучения для ребенка является возможное насилие в школе. Что это, и какие первопричины за этим стоят? Давайте попробуем разобраться. Насилие в школе существует двух видов – эмоциональное и физическое. От эмоционального насилия у жертвы возникает нервное напряжение, оно унижает его и его самооценку. К такому виду насилия можно отнести насмешки, высмеивание, унижение при других детях, присвоение кличек, обидных прозвищ, грубые замечания, отказ общаться с жертвой (с ребёнком не играют, не садятся рядом за парту). Физическое насилие в школе – это насилие с применением силы. В результате такого насилия у ребенка возможно появление травм. Это избиение, подзатыльники, отнятие личных вещей и их порча. Обычно оба этих вида идут «рука об руку».

Кто жертва?

Жертвой такого отношения может стать любой. Но чаще всего ими становятся дети, которые отличны от других. Они могут иметь физические недостатки; определенные особенности поведения (замкнутость, флегматичность или, наоборот, импульсивность); необычную внешность (например, рыжие волосы или избыточный вес тела); быть социально неприспособленными (нет защиты от насилия из-за нехватки опыта самовыражения и общения); боязнь школы (иногда для страха достаточно рассказов о плохой и злой учительнице или негативных отметках); отсутствие опыта пребывания в коллективе (это свойственно домашним детям, которые не посещали детских садов); болезни (дети, страдающие заиканием, энурезом и другими), низкий интеллект и труднообучаемость (низкие умственные способности влияют на его обучаемость, из-за чего становится плохой успеваемость ребенка, и, соответственно, формируется заниженная самооценка ).

Кто насильник?

Многочисленные исследования психологов по всему миру доказывают, что это дети, которые воспитывались в недостаточном внимании, непривязанные к родителям, дети «недолюбленные» либо из детских домов. Они, становясь старше, все более склонны к насилию, нежели дети, которые растут в нормальных семьях.

Откуда берутся дети-насильники?

Важное значение имеют факторы отношений внутри семьи. Они являются основами формирования у ребенка склонностей к насилию. Неполные семьи зачастую являются одним из факторов, влияющих на ребенка. Девочки, воспитываемые одним родителем, проявляют склонность к насилию чаще, чем мальчики. Также семьи, где матери враждебно и отрицательно относятся ко всему миру, и к школе в частности. Проявление насилия у ребенка не осуждается, оно считается нормальной реакцией на общение с «врагами». Кроме того, семьи, где родители часто ссорятся и конфликтуют в присутствии ребенка. В таких случаях у ребенка срабатывает модель поведения. Дети запоминают то, как родители относились друг к другу и проецируют это на отношения со сверстниками. Кроме этого, дети, имеющие генетическую предрасположенность к агрессии, часто применяют насилие в школе. Это основные причины. Не исключена также зависимость от плохой дворовой компании. Итак, мы разобрали, что же такое насилие в школе. Кто является зачинщиком, а кто жертвой, и почему такое случается. В настоящее время новшества в образовании позволяют родителям тщательнее следить за жизнью ребенка в школе. Но не стоит забывать о простых вещах: больше проявляйте любовь и внимание к вашему чаду. Такую проблему, как насилие в школе, легче предупредить, чем исправить.

Комментарии