Кинестетики - это люди движения. Или понятие шире?
Для одних людей гармоничность окружающего мира зависит от красок, для вторых – от звуков, но есть и третья категория, самая разнородная. Ее принято объединять под именем "кинестетики". Это, конечно же, упрощение. Внутри данной группы тоже бывают различные типы восприятия. И об этом мы подробнее поговорим, включив в обсуждение и новую зарубежную классификацию.
Гений как сочетание модальностей
Кинестетики – это люди, воспринимающие мир и интерпретирующие его в терминах осязания, обоняния, вкуса, настроения, алгоритма движений. Среди них больше всего творческих личностей, хотя художники и композиторы из обсуждаемой категории не относились к чистому кинестетическому типажу. Леонардо Да Винчи, к примеру, был визуал-кинестетик. Эти два канала восприятия у него доминировали, в результате чего он отлично чувствовал пространство и видел форму предметов. Без такой комбинации модальностей не было бы гения Да Винчи.
Мелодия для ощущений
Аудиал-кинестетик Бетховен создал музыку, которая не только красива гармонически, но и вызывает приятные сенсорные ассоциации. Возможно, смешение модальностей в его сознании помогло сотворить "Лунную сонату" и другие яркие глубокие мелодии, которые любят и аудиалы, и кинестетики. Это лишь одна из интерпретаций гения Бетховена.
Современная зарубежная классификация
Впрочем, в настоящее время на Западе кинестетики – это понятие более узкое. Считается, что к обсуждаемой категории можно относить только людей, которые обучаются и понимают мир через движение. А людей, предпочитающих обоняние, осязание и настроение, западные психологи называют тактильным типом. И действительно, разница довольно большая. Тактильный тип – обычно довольно созерцательные люди, но не в визуальном смысле. Они просто не так деятельны, как любители движения – классические кинестетики. Это делает проведение разграничения правомерным.
Нужны друг другу
Зачем нужно знать модальность? Люди разного типа нередко не понимают друг друга, на пустом месте возникает множество недоразумений. Например, аудиал не смотрит визуалу в глаза при беседе, а визуал аудиала слушает недостаточно внимательно! Хотя вообще-то мы разные нужны, и мы разные должны помогать друг другу. Кинестетик – идеальный тренер и учитель танцев, тактил – идеальный врач, аудиал разберет фразы, произнесенные с наихудшей дикцией в электричке, а визуал станет идеальным искусствоведом, который "вкусно" описывает новые картины.
Изучать в своем режиме
Также огромное значение имеет доминирующая модальность при обучении. Визуалу нужно рисовать схемы, аудиалу – начитывать себе на диктофон материал и слушать за какими-нибудь делами, кинестетику – мысленно придумать какие-нибудь операции с изучаемыми данными, а вот тактил должен прислушиваться к своим ощущениям от изучаемого, чтобы потом воспроизвести все точно. У тактильного и кинестетического типов чаще всего встречается синестезия – взаимодействие ощущений, обеспечивающее в результате феноменальную память.
Способ восприятия, доминирующий у собеседника, можно определить по предпочитаемым словам. Один скажет: "Посмотри", другой: "Послушай", третий: "Чувствуешь?", а четвертый: "Давай сделаем так". Конечно, слов-маркеров гораздо больше, это только основные. Но и их иногда достаточно.