Автомобиль ГАЗ-31105: фото, характеристики

ГАЗ-31105 - среднеразмерный легковой автомобиль, ставший не только последней моделью в легендарной серии малолитражек «Волга», но и заключительной на данный момент отечественной легковушкой, выпущенной на Нижегородском автозаводе.

Первая малолитражка ГАЗ

Один из ведущих отечественных производителей автомобильной техники Нижегородский (Горьковский) автозавод, в настоящее время входящий в крупный производственный холдинг «Группа ГАЗ», свою первую продукцию выдал в 1932 году. Это стали малотоннажный грузовик ГАЗ-АА и легковая модель ГАЗ-А. Хотя обе автомашины изготавливались по чертежам американской фирмы «Форд», автомобили получили улучшенное устройство сцепления, рулевого механизма, более мощные силовые агрегаты, что повысило надежность.

Первая заводская легковушка ГАЗ-А получила пятиместный кузов фаэтон с мягким верхом, изготавливалась она до 1936 года. Именно эта модель и многочисленные модификации на ее базе положили начало периоду производства легковых автомобилей на автозаводе.

Развитие производства легковых автомобилей

Горьковский автозавод выпускал разнообразные виды техники (грузовики, автобусы, танки, САУ), но производство легковых автомобилей было одним из ключевых направлений. Сразу после окончания выпуска ГАЗ-А завод приступил к изготовлению малолитражки ГАЗ-М-1. Это уже был четырехдверный пятиместный седан, с цельнометаллической крышей. Автомобиль не только быстро стал самым популярным в стране, но и получил полноприводную модификацию.

Дальнейшим развитием легковых автомашин улучшенной проходимости на заводе стала разработка и изготовление армейского внедорожника ГАЗ-64, который был сменен на конвейере легендарным ГАЗ-69.

В это же время на предприятии приступили к изготовлению легковушки «Победа» М-20 и первого представительского шестиместного седана ГАЗ-12. В середине пятидесятых годов обе модели были заменены на ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка».

Начало серии легковых малолитражек «Волга»

Первым автомобилем этой серии стала легендарная «Волга» под заводским индексом ГАЗ-21. Среднеразмерная легковушка производилась с 1956 по 1970 гг., а всего было выпущено практически 640000 экземпляров. На начало выпуска модель обладала современным дизайном, кроме того, к достоинствам следует отнести:

  • мощные двигатели;
  • просторный и комфортный салон;
  • качественную подвеску;
  • хорошую управляемость.

Удачная конструкция, периодические обновления не только обеспечили длительный период выпуска автомобиля, но и разработку на базе «Волги» 38 различных модификаций.

Серийно ГАЗ-21 на конвейере в 1970 г. сменила следующая «Волга» под индексом ГАЗ-24, правда, первые экземпляры новинки были изготовлены в 1967 году. Автомобиль трудно назвать выдающимся, но при отсутствии конкуренции он оставался единственной отечественной среднеразмерной легковушкой и производился до 1985 года.

Продолжение выпуска «Волги»

После прекращения выпуска ГАЗ-24 задумывали перейти к новому поколению «Волги» с совершенно новым дизайном кузова, также силовыми агрегатами, шасси, повышенным комфортом и безопасностью. Проектирование такой модели началось на заводе с конца шестидесятых годов. Первый экземпляр для испытаний был представлен в 1973 г. Важным этапом в период разработки стало стремление устранить недостатки предшествующей модели, среди которых выделялись слабая пассивная безопасность, повышенный шум в салоне, низкая курсовая устойчивость. Автомобиль считался перспективным, но по целому ряду причин от серийного выпуска было решено отказаться.

На конвейер в 1981 году была поставлена модель с индексом ГАЗ-3102, которая обладала более слабым двигателем. Кроме того, учитывая принципы снижения расхода топлива, «Волге» отказали в АКПП, гидроусилителе, кондиционере, а также в других улучшениях. ГАЗ-3102 с многочисленными обновлениями производился до 2009 года.

ГАЗ-31105 - завершающая модель легендарного семейства

Параллельно с моделью 3102 выпускалась упрощенная версия автомобиля «Волга» под индексом 31029, которая практически сохранила конструкцию ГАЗ-21-10, но для кузова использовались некоторые элементы и панели ГАЗ-3102. Относительно новой для малолитражки стало оформление передней части автомобиля. Выпускалась модель по заводским меркам недолго - всего 5 лет, а в 1995 году вышла очередная версия «Волги» под индексом 3110.

Эта новинка не отличалась современным дизайном, а главным достоинством считалось изменение в отделке интерьера, который стал похожим на салоны недорогих иномарок. Производство легковушки прекратилась 2005 году, а на 2 года раньше завод выпустил рестайлинговую версию модели 3110 под индексом ГАЗ-31105 (фото представлено ниже), которая и стала последним автомобилем семейства «Волга».

История создания модели

В конце девяностых годов прошлого века спрос на автомобили «Волга» заметно снизился. Причинами стали не только снижение качества выпускаемых автомашин, но и появление в сегменте среднеразмерных легковушек подержанных иномарок. Поэтому при разработке очередного автомобиля семейства «Волга», конструкторы стремились сформировать для новинки следующие качества:

  • доступную стоимость, в пределах семи тысяч долларов;
  • просторный салон;
  • общую надежность;
  • недорогие эксплуатационные затраты;
  • узнаваемый внешний вид.

Для реализации задуманного требовались крупные финансовые вложения в конструкторские разработки и перестройку производства. Поэтому на предприятии решили идти проверенным способом, провести модернизацию модели 3110 и выпускать на ее основе автомобиль ГАЗ-31105. Очередная модель должна была стать более современной и совершенной, при этом быстро окупить затраты на организацию производства.

Дизайн

Впервые новую версию ГАЗ-31105 компания представила в 2002 году во время проведения Московского автосалона. Дизайнерам удалось, с учетом технологических и производственных ограничений, которые накладывал старый кузов, достаточно революционно изменить внешний вид новой «Волги». Основными решениями такого обновления дизайна стали:

  • необычная форма головной оптики в двухлинзовом исполнении;
  • зауженная радиаторная решетка в широком хромированном обрамлении;
  • длинный нижний дополнительный воздухозаборник;
  • мощные ребра штамповки капота;
  • аэродинамическая конструкция боковых зеркал;
  • плавные линии переходов передних и задних крыльев;
  • расширенные колесные арки;
  • комбинированные задние фонари.

Дополнительную выразительность для модели формировали оба бампера ГАЗ-31105 со специальными защитными накладками и прямолинейная фронтальная выштамповка. По мнению автовладельцев и экспертов, внешний вид новинки стал самым привлекательным среди всех переделок дизайна «двадцать четверки».

Особенности интерьера

В салоне ГАЗ-31105 также были выполнены большие изменения, которые по используемым материалам, комфорту и качеству подгонки элементов позволили интерьеру соответствовать иностранным аналогам. Среди основных решений следует выделить:

  • регулируемые по высоте передние кресла;
  • возможность настройки руля по наклону и вылету;
  • четырехспицевое рулевое колесо с элементами управления аудиосистемой;
  • жидкокристаллический монитор панели приборов с противобликовым козырьком;
  • электронное устройство тахометра и спидометра;
  • центральный подлокотник с отделением для вещей;
  • крупный перчаточный ящик;
  • значительное число карманов, ниш и отделений.

В отделке использованы высокопрочная ткань, качественный мягкий пластик, ворсовое покрытие пола, пластмассовые вставки под полированное дерево. К особенностям интерьера следует отнести двухцветное оформление.

Силовые агрегаты

За весь период своего производства двигатели на ГАЗ-31105 устанавливались следующие:

1. Наименование – ЗМЗ-402:

  • тип - бензиновый четырехтактный;
  • число цилиндров – 4;
  • число клапанов – 8;
  • объем – 2,45 л;
  • мощность - 100 л. с.;
  • величина сжатия – 8,2;
  • класс экологического исполнения - 0.

2. Наименование – ЗМЗ-4062.10:

  • тип - бензиновый четырехтактный;
  • число цилиндров – 4;
  • число клапанов – 16;
  • объем – 2,29 л;
  • мощность - 145 л. с.;
  • величина сжатия – 9,3;
  • класс экологического исполнения - 0.

3. Наименование – ЗМЗ-40525:

  • тип - бензиновый четырехтактный;
  • число цилиндров – 4;
  • число клапанов – 16;
  • объем – 2,46 л;
  • мощность - 152 л. с.;
  • величина сжатия – 9,3;
  • класс экологического исполнения - 3.

4. Наименование – Chrysler DOHC 2.4L:

  • тип - бензиновый четырехтактный;
  • число цилиндров – 4;
  • число клапанов – 16;
  • объем – 2,43 л;
  • мощность - 137 л. с.;
  • величина сжатия – 9,3;
  • класс экологического исполнения - 3.

С двигателем «Крайслер» ГАЗ-31105 выпускался с середины 2006 года. Для установки мотора на автомобиле потребовалось выполнить переделки. В частности, были изменены:

  • точки крепления силового агрегата;
  • убраны ребра жесткости на внутренней поверхности капота;
  • заменены передаточные числа коробки;
  • переделана система впрыска.

В результате данных решений мощность двигателя понизилась от 150 до 137 сил.

Технические параметры

Для ГАЗ-31105 характеристики в базовом исполнении и двигателем ЗМЗ-4062.10 составляли:

  • тип кузова – седан;
  • число дверей – 4;
  • пассажировместимость - 5 чел.;
  • колесная база – 2,80 м;
  • длина – 4,92 м;
  • ширина – 1,81 м;
  • высота – 1,42 м;
  • дорожный просвет – 16,0 см;
  • передняя колея – 1,50 м;
  • задняя колея – 1,44 м;
  • масса снаряженная – 1,40 т;
  • масса полная – 1,89 т;
  • размер багажника – 505 л;
  • трансмиссия – механическая;
  • привод – задний;
  • коробка передач (КП) – пятиступенчатая;
  • мощность двигателя – 145 л. с.;
  • максимальная скорость – 165,0 км/ч;
  • разгон до 100 км/ч – 13,6 сек;
  • расход топлива (скорость 80/120 км/ч) - 8,8/11,0 л/100 км;
  • расход топлива (городской цикле) - 13,5 л/100 км;
  • передние тормоза – вентилируемые, дисковые;
  • тормоза задние – барабанные;
  • размер дисков - 6,5J х 15;
  • размерность шин - 195/65R15.

В зависимости от мощности устанавливаемых силовых агрегатов на автомобиле изменялись динамические свойства и показатели ГАЗ-31105 по расходу топлива.

Преимущества и недостатки

Несмотря на обновленный интересный дизайн, качественные технические характеристики, автомобиль ГАЗ-31105 к началу XX века безнадежно устарел. Изготовлено всего 190000 экземпляров автомашины. Последняя «Волга» обладала следующими основными достоинствами:

  • доступной стоимостью;
  • общей надежностью;
  • просторным салоном;
  • хорошей управляемостью;
  • качественным головным освещением;
  • высокой ликвидностью;
  • приспособленностью для эксплуатации в отечественных условиях;
  • экономичной эксплуатацией.

Среди недостатков владельцы автомобиля выделяли:

  • плохую шумоизоляцию;
  • низкое качество лакокрасочного покрытия;
  • слабую динамику.

Несмотря на то что ГАЗ-31105 обладал определенными достоинствами, он не выдержал конкуренцию с началом прихода на отечественный авторынок аналогичных легковых автомобилей иностранного производства. Прежде всего, иномарки превосходили последнюю отечественную «Волгу» по дизайну, комфорту, оснащению, безопасности.

С прекращением в 2010 году изготовления ГАЗ-31105 не только завершилось производство семейства легковых автомобилей «Волга», но и остановлен выпуск отечественных легковушек на Нижегородском автозаводе.

Комментарии