Русская мелодрама (односерийная) возвела на трон королеву экрана Веру Холодную
Мелодрама сначала была литературным и драматургическим жанром и пользовалась большой популярностью у публики. Когда возник кинематограф, уже в начале века, в 1900-х годах, французами были сняты и первые мелодрамы. Они привнесли в кино острую интригу, добродетель и злодейство противопоставлялись в них ярко, контрастно. А как красиво страдали героини немых мелодрам! Темные тени вокруг глаз, мучением одухотворены тонкие прекрасные лица… Злодеев тоже сразу можно было распознать по неприятным гримасам. В результате добро нравоучительно торжествовало, а зло всегда было доходчиво наказано.
Немая русская мелодрама (односерийная) «Жизнь за жизнь», снятая в 1916 году Евгением Бауэром, замечательна тем, что в ней снялась Вера Холодная в одной из главных ролей. Этому фильму суждено было стать одним из самых удачных в артистической карьере актрисы. После демонстрации на экране именно этой мелодрамы Вера приобрела титул королевы экрана и стала первой звездой русского немого кинематографа.
Бауэр был режиссером мирового масштаба. Вышеупомянутая русская мелодрама (односерийная) создана им на очень высоком уровне и ничем не уступает лентам, снятым в скандинавских странах и в Америке в этот же период. Он внес большую лепту в создание специального киноязыка, его режиссерская манера отличалась особым стилем, в ней был символизм, глубина и изысканность.
Русская мелодрама (односерийная) о сестрах-соперницах поставлена по мотивам романа французского писателя Жоржа Онэ. Рассказанная в фильме история касается проблем богатой семьи Хромовых, владеющих миллионами. У вдовы две дочери: родная - обаятельная, но легкомысленная Муся (великолепная актриса МХАТ Лидия Коренева) и приемная - Ната (уже известная, но не знаменитая Вера Холодная). Обе на выданье, влюблены в игрока и кутилу князя Бартинского, хотя к красавице Нате сватается обожающий ее порядочный и рассудительный Журов, удачливый предприниматель. Он – идеальный положительный персонаж.
Немая русская мелодрама (односерийная) отличалась чёткостью и незыблемостью амплуа действующих лиц. Обязательным было присутствие в сценарии идеального героя, страдающей героини и коварного злодея.
Князь клянется Нате в любви, но та не в состоянии выплатить его долги и обеспечить дальнейшее безбедное существование. Журов и Бартинский заключают тайное соглашение. Коммерсант обещает устроить брак князя с наследницей миллионов Мусей в обмен на его брак с Натой.
Двойная свадьба – великолепно выстроенная Бауэром ключевая сцена. Это «сердце» всего фильма, теперь зритель может почувствовать драматизм сюжета. Предзнаменования тревожны.
В холле рядом с танцевальной площадкой страдающая Ната, она отворачивается от жениха и не хочет с ним танцевать. Оставшись одна, заламывает руки, запрокидывает вверх голову в немой молитве, как будто прося совета и заступничества у высших сил, зябко кутается в фату. Ната признается Хромовой в чувствах к Владимиру Бартинскому и говорит, что они взаимны, а на Мусе он женится из-за денег. Мать просит ее молчать, чтобы не омрачить счастье Муси. Белоснежная фата новобрачной то окутывает фигуру Наты, то рвется и вьется на ветру как символ ее горя и разбитой надежды на счастье.
На заре двадцатого века кино-мелодрамы Россия производила в огромном количестве, они снимались кинофабриками в течение трех недель. Вера была востребована. Созданные ею образы печальных лирических героинь всегда оказывались жертвами обмана отъявленных негодяев. Ее искренняя манера игры всегда находила отклик в сердцах сентиментальной публики. В фильме о сестрах-соперницах Вера Холодная, не имея актерского образования, стала более популярной у публики и опередила профессиональную актрису и красавицу Лидию Кореневу.
В мировом масштабе лирический жанр - один из самых популярных у публики, особенно у прекрасной ее половины. В отечественном же прокате кино-мелодрамы русские тоже любимы зрительницами, они всего лишь немного отстают от жанра-лидера – боевика.