Русские детективы: список лучших фильмов и сериалов

Интригующие расследования, головоломки, непредсказуемые сюжетные повороты, параноидальная атмосфера, в которой все под подозрением – это основные составляющие экранизаций детективов. Лучшие русские детективы в большинстве своем имеют два варианта развития сюжетной линии. Либо сыщик прибывает на место совершенного злодеяния в сопровождении экспертов, разыскивает свидетелей-очевидцев, постепенно очерчивая круг подозреваемых, либо действо разворачивается в замкнутом пространстве и подозреваемыми становятся все присутствующие. Фильмы и сериалы, увлекательнее других рассказавшие такие истории, представлены в данной публикации.

Культовое кино

Криминальная ретродрама «Место встречи изменить нельзя» (1979) была снята Станиславом Говорухиным задолго до страстных публицистических откровений «Вторая криминальная революция» и «Так жить нельзя». Как и культовый сериал «Семнадцать мгновений весны», проект разошелся на анекдоты и поговорки, вошел в сознание миллионной зрительской аудитории практически на мифологическом уровне. Экранизация на первый взгляд обычного романа братьев Г. и А. Вайнеров «Эра милосердия» заслуженно причислена к лучшим русским детективам, так как давно превратилась не просто в значимую веху в отечественном киноискусстве, а в узнаваемую примету менталитета.

Непревзойденный шедевр

Не менее любимым и не убиваемым временем считается работа Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Именно этот легендарный проект считается многими современниками лучшим из русских фильмов-детективов. Стильный, ироничный, классический мини-сериал подарил общественности прекрасный актерский дуэт Василия Ливанова в роли Шерлока Холмса и Виталия Соломина в роли доктора Ватсона. Он настолько привычен и правилен, что порой начинает казаться, что именно с этой пары Конан Дойль писал свои рассказы.

Эти проекты, вне всяких сомнений, обязаны открывать список русских детективов.

Советские детективы по западным сценариям

Русские фильмы-детективы в эпоху СССР часто являлись экранизациями зарубежной детективной литературы. В основном это были камерные истории с порой наивной режиссурой и географической и исторической недостоверностью. Русские детективы времен СССР представляли собой камерные истории (по мотивам произведений А. Кристи и Д. Пристли). В традиционную тройку самых известных и популярных входят:

  • Экранизация романа Сирила Хэйра - фильм «Чисто английское убийство» (1974). Литератор малоизвестен в нашей стране, но благодаря усилиям режиссера С. Самсонова, создавшего двухсерийную ленту, его произведение стало одним из хитов советского телевидения.
  • Не многие русские детективы в силах сравниться с блестящей постановкой «Десять негритят» (1987) С. Говорухина по мотивам одноименного опуса А. Кристи, который сама писательница называла своим лучшим романом. Это самый мрачный и по-настоящему пугающий детектив в данной публикации. На закате советского кинематографа Говорухин снял лучшую киноверсию классического романа в сравнении с зарубежными образчиками.
  • К числу лучших русских фильмов-детективов, несомненно, относится еще одна экранизация произведения А. Кристи под названием «Тайна «Черных дроздов» (1983). Повествование основано на истории частного расследования смекалистой любознательной дамы в почтенном возрасте мисс Марпл. Картину снял Вадим Дербенев, который позже еще раз обращался к сочинениям Кристи о сыщике Эркюле Пуаро. Но «Загадка Эндхауза» с А. Равиковичем в главной роли не имела такого успеха.

Заслуживающие внимания

К самым удачным и значимым русским фильмам-детективам также относятся:

  • Постановка Ады Неретниеце «Смерть под парусом» (1976).
  • Одна из лучших работ В. Басова «Опасный поворот» (1972). Черно-белая камерная лента полна иронии, чисто английского чопорного юмора, любовных страстей и интриг.
  • Психологический детектив «Инспектор Гулл» (1979) режиссера А. Прошкина («Холодное лето пятьдесят третьего»).
  • Экранизация пьесы Фредерика Нотта, созданная молдавским режиссером Василе Брескану под названием «Ошибка Тони Вендиса» (1981).
  • Интерпретация пьесы А. Кристи «Мышеловка» (1990), посвященная памяти Владимира Басова.
  • Любопытными русскими детективами – экранизациями классики, рекомендованными к просмотру, также являются фильм «Авария» (1974) и «Фаворит» (1976).

Телевизионные детективы, за которые не стыдно

Новые русские детективы, используя новаторские приемы в постановочном процессе, достойно продолжают традиции отечественного кинематографа. К примеру, сериал Константина Статского «Мажор» (2014-2018). В нем есть все, за что любят зарубежные телешоу наподобие «Форс-мажоров» или «Белого воротничка»: харизматичный и безмерно обаятельный главный герой, непредвиденные повороты и ответвления сюжета, соотносящегося с российскими реалиями, выверенный сценарий, экшн, юмор и прекрасный актерский кастинг.

Сериал Юрия Быкова «Метод» (2015) был неоднозначно воспринят зрительской общественностью, но высоко оценен кинокритиками. Проект, созданный в духе «Декстера» и «Настоящего детектива», имеет мрачноватую атмосферу.

Русские детективы, снятые в последнее десятилетие: «МосГаз» (2012), «Город» (2015), «Пенсильвания» (2015), «Прощай, любимая!» (2014), «Седьмая руна» (2014) – несомненно, придутся по вкусу поклонникам жанра.

Микс из детектива и фантастики

Немногие авторы новых русских детективов-сериалов решаются соединять в своих проектах самые востребованные и популярные жанры. Однако в последнее время таких экземпляров в отечественной киноиндустрии становится все больше.

«Обратная сторона луны» (2012-2015). Сериал снят по мотивам фантастической повести А. Котта, которая представляет собой российскую адаптацию легендарного британского проекта «Жизнь на Марсе». Главный герой капитан полиции Михаил Соловьев (П. Деревянко) находится в коме. Непостижимым образом он попадает в 70-е годы, эпоху СССР, сталкивается со своим непримиримым врагом – маньяком по прозвищу Рыжий (И. Шибанов) и встречает настоящую любовь (С. Смирнова-Марцинкевич). Одновременно следователь расследует с легкостью большинство текущих преступлений.

С мистическим налетом

Среди русских детективов-сериалов, созданных для ТВ-3, выделяется мистический телефильм «Анна-детективъ» (2016). События разворачиваются в конце 19 века, история закручена вокруг странноватой молодой особы Анны Мироновой (А. Никифорова), успешно практикующей спиритизм. За 50 эпизодов героиня смогла оказать помощь в раскрытии разнообразных злодеяний губернскому следователю Якову Штольману (Д. Фрид).

Нестандартным детективом является фильм «Прикосновение» (1992) режиссера Альберта Мкртчяна. Некоторые эксперты кино позиционируют картину как первый постсоветский хоррор. Повествование закручено вокруг призраков, которые преследуют честных и хороших людей, склоняя их к суициду. Главный герой – следователь прокуратуры, пытает оградить от потустороннего влияния дочь и внучку мертвого коллеги. С жертвами сверхъестественного работник полиции знакомится в ходе расследования.

Комментарии