Личностно - ориентированный подход в обучении поможет создать новую методику образования в современной школе
Вопрос о том, какова должна быть школьная программа и на кого она должна быть ориентирована – на «сильных» учеников или на «слабых» - занимает центральное место в России уже на протяжении, по крайней мере, последнего полувека. Всё это время школьные общеобразовательные программы в основном составляются с упором на учащегося со средними способностями.
Такой подход к обучению чреват тем, что ребята, более способные в той или иной области науки, скучают на занятиях и их развитие заметно затормаживается. Дети же, которые обладают более низкими способностями, напротив, не успевают. Естественно, что всё это сказывается на психическом состоянии ребенка, на его самооценке и душевном равновесии.
Таким образом, давно уже возникла идея, что в школе должен быть личностно-ориентированный подход в обучении. Что же это за такой подход, который поможет найти ответы на самые сложнейшие педагогические вопросы? В нескольких словах можно выразиться так: личностно-ориентированное обучение – это способ организации школьного процесса обучения таким образом, чтобы во главу угла была поставлена задача вырастить, в первую очередь, личность, а уж потом работает установка непосредственно на критерий образованности.
Чтобы дать возможность развиваться этому процессу, в основе которого находится признание индивидуальности каждого учащегося, учёт его конкретных особенностей и самобытности, необходима реорганизация самих коллективов – классов. Ну, подумайте сами: как может один учитель работать с количеством учащихся в 30 человек, активно реализуя в учебном и воспитательном процессе личностно-ориентированный подход в обучении?
Как успеть при такой плотности класса уделить внимание каждому человеку, дать индивидуальные задания, да ещё успеть их проверить? Конечно, опытный педагог сумеет организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждому ученику доставалось посильное задание, чтобы овладение навыками и умениями шло ступенчато, а новые знания цеплялись, словно кольца цепочки, за уже усвоенные и закреплённые.
Естественно, что для того, чтобы воплотить данное положение в жизнь, педагог должен иметь при себе документ, отражающий личностные результаты обучения каждого ребёнка.
В некоторых школах были сделаны попытки разделения ребят по классам с учётом их способностей, сначала в таких пробных вариантах, как рассаживание детей по разным рядам: сильные, средние и слабые. Этот способ создавал больше удобства педагогу при работе с коллективом, легче было организовать личностно-ориентированный подход в обучении, так как в этом случае весь коллектив делился на три более мелких – на группы. Задания готовились для каждого ряда отдельно, оценочная система также работала более приближенно к индивидуальному уровню развития того либо иного обучаемого.
Ведь если всех детей «грести под одну гребёнку», то некоторые талантливейшие гуманитарии так и будут оставаться на второй год по предметам точных наук. А будущие великие математики не смогут перейти в следующий класс из-за слабых познаний в русском языке.
Однако дети очень быстро «раскусили» систему подобной организации, расценив её как «навешивание ярлыков». Родители вместе со своими отпрысками были крайне возмущены таким нововведением, ведь он также унижал достоинство отдельно взятых личностей. Разделение учащихся по классам с учётом их способностей также было встречено родителями в штыки. Почему-то открыто заявлять о физических недостатках человека, например, о плохом зрении или пороке сердца, не считается унизительным для личности. А вот говорить о низких способностях и обучаемости каким-либо видам науки воспринимается как настоящее оскорбление. Хотя это также является физиологическими особенностями индивида.
Идеальным был бы вариант, если бы дети глубоко изучали только те предметы, которые им пригодились бы в дальнейшей жизни, а остальные для них были бы второстепенными, не оценивались бы, а по ним только бы «прослушивался курс». Ведь каждая низкая оценка, как для взрослого, так и для ребёнка тем более – это сильнейший удар по самолюбию, который действует весьма разрушительно на психику. Но такой метод в общеобразовательной системе ещё пока только начинает кое-где обсуждаться. И наши дети обязаны освоить полный курс по всем школьным предметам.
И всё-таки, разделение детей в зависимости от их пристрастий и психических свойств, от уровня их развития имеет место быть в нашем образовании уже сейчас. Это происходит в специализированных школах – лицеях, классы и программы в которых формируются так, чтобы личностно-ориентированный подход в обучении позволял педагогам организовывать работу на современном уровне, с учётом индивидуальности каждой отдельно взятой подрастающей личности.