«Наш ответ Чемберлену», крылатое выражение и название рок-группы

В 1927 году правительство Великобритании остро отреагировало на поддержку Советским Союзом Гоминьдана (народной партии) в Китае. Позже выяснилось, что эта политическая сила вовсе не была другом мировому коммунистическому движению, и спорить было особенно не о чем, по крайней мере с англичанами, но повод для конфликта все же возник. Резкие слова, содержащиеся в ноте, подписанной министром внешних сношений Британской империи Остином Чемберленом, возмутили руководство СССР. Тон ее действительно был резковатым, и хотя реальными возможностями для интервенции англичане не обладали, советские люди молчать не стали.

Ничто так не сближает, как общий внешний враг. Под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» сплотились все: и чабаны с заоблачных пастбищ, и узбеки-хлопкоробы, и сталевары, и строители ДнепроГЭСа, в общем, все трудящиеся первого в мире пролетарского государства. Каждый выращенный баран, сваренный пуд чугуна, испеченная на хлебозаводе буханка или завинченная в паровозе гайка становились не просто производственным достижением. Это был наш ответ Чемберлену, наглому спесивому лорду в смокинге и с моноклем, высокомерно глядящему на трудовой народ советской России и, очевидно, презирающему английских пролетариев.

Видимо, британский министр и сам не подозревал об аномальной популярности собственного имени на одной шестой части суши. Оно пестрело на спичечных коробках, плакатах, листовках и другой продукции советского агитпропа, а карикатурный образ Джозефа Остина испуганно шарахался от могучих кулаков, кукишей, авиаэскадрилий, паровозов, красноармейских штыков, снопов пшеницы и тучных стад коров. Таков был наш ответ Чемберлену, и если бы он знал, что его злополучная нота станет причиной столь массового энтузиазма, то наверняка отказался бы от самой мысли о ней.

Политический деятель умер в 1937 году, и его имя давно позабылось бы в нашей стране, подобно иным закатившимся светилам британского королевского политического небосвода. Сегодня редко кто вспоминает Болдуина, Ллойд Джорджа или Макмиллана, а вот наш ответ Чемберлену запомнился, и, по всей видимости, это выражение вошло в число крылатых фраз русского языка навсегда. Так обозначают решительный отпор, иногда иронически, а порой и серьезно.

Многие уже и забыли, а другие и не знали никогда про политические коллизии второй половины двадцатых годов. Сегодня мало кто оценит подспудный юмор, содержащийся в ответе трудящихся британскому лорду, так же как и в сотнях предупреждений, сделанных в пятидесятые годы правительством КНР в адрес США, каждое из которых было «последним и серьезным». Зато есть рок-группа под названием «Ответ Чемберлену». Песни этого коллектива к политике первого послереволюционного десятилетия отношения не имеют, но они довольно интересны во всех других отношениях, выгодно отличаясь от набившей оскомину попсы. «Пули», «Аты-баты», «На небесах», «Бродяга – гром», «Все равно» - эти и другие композиции стоит послушать любителям альбомного рока. «Ответ Чемберлену» - группа из Брянска. Ей уже добрых полтора десятка лет, сегодня она становится популярной на всем постсоветском пространстве. Что ж, ответ немного запоздал, но все равно, в добрый час!

Комментарии
Замечательный всеобъемлющий ответ..