Почему глаза Моны Лизы следят за вами - одна из многих загадок искусства. 7 неразгаданных тайн живописных полотен
На протяжении веков люди задавались вопросом о том, кто позировал Леонардо да Винчи, когда он писал "Мону Лизу", что было причиной ее улыбки и почему кажется, что ее взгляд преследует всякого, кто смотрит на полотно. Некоторые ученые считают, что благодаря пространственной частоте улыбка меняется в зависимости от того, откуда вы смотрите. А что касается модели, то некоторые думают, что она была женой богатого покровителя или что Леонардо даже написал себя на портрете. Но "Мона Лиза" - лишь одна из многих загадок в мире живописи. Вот еще 7 неразгаданных тайн искусства.
Признавался ли Караваджо в преступлении на одной из своих картин?
Микеланджело Меризи да Караваджо был мастером итальянского барокко, который был известен своим поразительно современным использованием света. Он также был вспыльчивым художником, который часто ввязывался в драки. В 1606 году он убил человека во время мелкой ссоры, а затем бежал из Рима на Мальту. Именно там в 1608 году он создал шедевр "Обезглавливание Иоанна Крестителя". Эта картина - единственная, которую он подписал. Еще более интригующим было то, что он написал свое имя в луже крови, вытекающей из шеи святого Иоанна Крестителя.
Караваджо бежал на Мальту и поступил придворным художником в орден Святого Иоанна, служивший Папе. И ему нужно было разрешение Папы, чтобы вернуться в Рим. Возможно, его кровавая подпись означала, что он будет спасен благодаря ордену Святого Иоанна. Или, может быть, это было его признание вины за преступление в Риме. Подпись гласила: "Ф. Микеланг". Некоторые считают, что буква "Ф" была сокращением от "брат", поскольку Караваджо был связан с орденом. Другие думают, что буква "Ф" означала fecit - латинское слово, означающее "сделал", так что подпись на самом деле говорит: "это сделал Микеланджело". Двусмысленный комментарий, конечно.
Девушка с жемчужной сережкой - кто она?
Примерно в 1665 году голландский художник Иоганн Вермеер написал соблазнительный портрет молодой девушки, оглядывающейся через плечо с чуть приоткрытыми губами. С ее уха свисает очень большая жемчужина, а глаза, кажется, следуют за зрителем повсюду. Люди по всему земному шару долго размышляли о том, кем была эта очаровательная молодая леди.
Многие говорят, что она, должно быть, была дочерью или возлюбленной Вермеера. Другие полагают, что она была не реальным человеком, а скорее намеренно таинственной, вневременной фигурой. Вермеер сам был человеком интриги. Во-первых, он создал не так много произведений искусства, и существует очень мало биографических документов. Мы знаем только, что он был женат и имел 15 детей.
Картина, получившая название "Мона Лиза Севера", была частью постоянной коллекции Гааги с 1903 года. И она привлекает рекордные толпы, когда и где бы ни выставлялась.
Где "Портрет молодого человека" Рафаэля?
Захваченный нацистами "Портрет молодого человека" считается одним из самых важных произведений искусства, пропавших без вести во время Второй мировой войны. Картина была создана в 1513 году Рафаэлем, известным итальянским художником эпохи Возрождения, и украдена из польского музея князей Чарторыйских в 1939 году.
Ганс Франк, глава нацистского генерального правительства в Польше, был первым человеком, получившим картину, которая должна была висеть в планируемом Гитлером Музее фюрера в Линце. Затем портрет побывал в Германии и Австрии, после чего вернулся к Франку. Когда союзники арестовали его в 1945 году, портрет исчез.
Время от времени возникают слухи, что картина находится у частного коллекционера в другой стране, но никогда ничего не подтверждается. Сегодня польское правительство владеет коллекцией произведений искусства Чарторыйского. Если картина будет найдена, ее повесят в музее князей Чарторыйских, где теперь висит ее первоначальная пустая рама. Считается, что это автопортрет Рафаэля.
Кто такой Бэнкси?
Эта картина Бэнкси была сделана на Брик-Лейн в Лондоне в 2004 году. По сей день никто не знает, кто такой художник Бэнкси.
Из всех тайн в мире искусства скрытая личность Бэнкси может быть самой интригующей, поскольку он в настоящее время жив и продолжает творить. Бэнкси, который, как говорят некоторые, может быть союзом художников, был впервые замечен в начале 1990-х годов, когда создал легко узнаваемое уличное искусство и граффити. Работы часто имели социальные или политические темы, но некоторые были острыми или юмористическими. Несмотря на работу над очень заметными проектами на протяжении многих лет, такими как документальный фильм 2010 года "Выход через сувенирный магазин" (который получил номинацию на премию "Оскар"), Бэнкси удалось сохранить свою личность скрытой.
Большинство считают, что он британец. В разовом шоу наград "Величайшие британцы 2007 года" Бэнкси победил в номинации "Искусство", обойдя номинантов Энтони Гормли и Сэма Мендеса.
Был ли Ван Гог убит?
Одна из главных вещей, которые люди знают о Винсенте ван Гоге, - это то, что он отрезал себе ухо. Вероятно, это было связано с тем, что голландский художник-постимпрессионист страдал психическим заболеванием, возможно, тяжелой депрессией. И хотя сегодня его называют гением, он продал только одну картину, прежде чем умер в 1890 году в возрасте 37 лет.
Рядом с его телом не было найдено никакого оружия, и местные жители сообщили, что два подростка издевались над ним незадолго до его смерти. Одна из возможностей, выдвинутая в фильмах "Любящий Винсент" (2017) и "У врат вечности" (2018), а также в биографии 2011 года "Ван Гог: Жизнь", заключается в том , что Рене Секретан, один из хулиганов, совершил убийство. Он был обеспокоен и у него, как говорят, был пистолет, который часто давал осечку. Поэтому другая версия смерти художника заключается в том, что это был лишь трагический несчастный случай. Секретан отрицал свою причастность, а во время интервью в 1957 году он сказал, что у него был пистолет, который мог взять Ван Гог.
Был ли "Венский государственный оперный театр" написан Адольфом Гитлером в 1912 году?
В юности Адольф Гитлер просто хотел быть художником. Но он был отвергнут из художественной школы и в конце концов обратился к другим занятиям, а именно стал печально известным диктатором. В течение десятилетий после его смерти картины Гитлера в значительной степени игнорировались. Во-первых, они считались не очень хорошими, к тому же многие считали покупку его работ аморальным делом. Тем не менее было изготовлено множество подделок, многие из которых даже не были точными.
Затем, в начале 2000-х, спрос возрос и цены подскочили. Оставалась только одна проблема: как определить подлинные произведения Гитлера? Из-за обилия неточных подделок эксперты часто не уверены, как на самом деле выглядит оригинал. Можно сравнить фрагменты с проверенными работами Гитлера, которые находятся в Государственном архиве Баварии, но их там всего несколько.
Кто совершил ограбление музея Гарднер?
10 миллионов долларов будут вашими, если вы выясните, кто украл 13 шедевров из Бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Кража со взломом, произошедшая в 1990 году, считается крупнейшей кражей произведений искусства в истории, поскольку картины, в том числе работы Вермеера и Рембрандта, в 2020 году стоили в совокупности 500 миллионов долларов. Так что же случилось?
Двое мужчин, выдавая себя за полицейских, совершили ограбление, после того как надели наручники и заткнули рот двум молодым дежурным охранникам, которые не имели никакой формальной подготовки. Затем воры извлекли шедевры из рам, потом удалили видео с камер безопасности. Любопытно, что ограбление продолжалось неторопливо на протяжении 90 минут, намного дольше, чем средняя трехминутная работа.
Несмотря на многочисленные зацепки, за прошедшие десятилетия картины так и не нашлись. Пустые рамки теперь висят на своих прежних местах как жуткое напоминание о преступлении. В дополнение к вознаграждению в размере 10 миллионов долларов за информацию, которая непосредственно ведет к восстановлению всех 13 предметов, существует вознаграждение в размере 100 000 долларов за помощь в поиске хотя бы одного из них.
Бонус: крупнейшая афера в мире искусства
Глафира Розалес начала продавать ценные работы Ротко, Джексона Поллока и других экспрессионистов в Нью-Йоркской художественной галерее M. Knoedler & Co., основанной в 1846 году. Ей удалось выручить более 80 миллионов долларов, и только потом власти обнаружили, что картины были подделками, созданными китайским иммигрантом, который скопировал шедевры и состарил их, используя такие средства, как чай и пыль из пылесоса. Помимо обмана покупателей, афера погубила репутацию почтенной художественной галереи.