«Хроники сердца» Георгия Буркова: «Я родился, жил и умер, так и не догадавшись ради чего»
Этого артиста зрители считали поистине народным, невзирая на отсутствие у него профессионального образования. Георгий Бурков не жалел, что так и получил документа, подтверждающего его право заниматься любимым делом. Актерство было его призванием, работой, которой он занимался по велению сердца, снискав всеобщую любовь и признание. 19 июля поклонники почитают память артиста. В нашей статье мы расскажем о жизни и творчестве звезды.
Из биографии Георгия Буркова: детство
Будущий знаменитый артист родился 31 мая 1933 года в Перми. Его отец трудился механиком на машиностроительном заводе, мама занималась воспитанием сына и была для него лучшим другом.
О детстве Георгия Буркова известно, что в шестилетнем возрасте он чуть не умер, заразившись брюшным тифом во время путешествия с родителями по Волге. Ребенок перенес шесть операций, с большим трудом специалистам удалось поставить его на ноги.
Учеба
В школьные годы юноша мечтал о театре, много читал. Окончив среднюю школу № 49, Георгий Бурков четырежды подавал документы в московские театральные вузы, однако из-за особенностей дикции ему не удалось поступить ни в один. В 1952-1956 гг. молодой человек обучался в Пермском университете, на юридическом факультете. Из-за сильной любви к искусству Бурков не окончил образования. В 1955-1958 гг. он занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре.
Будучи целеустремленным человеком, Георгий Бурков постоянно работал над собой, стараясь избавиться от своего недостатка – неразборчивости произношения.
Театр
В 1954 году мечта молодого человека осуществилась - он поступил на службу в Березниковский драмтеатр. Позже работал в областном, а затем в Кемеровском театре.
В 1965 году Георгий Бурков был замечен критиком Ольгой Пыжовой, которая по приезде в столицу рассказала о талантливом самоучке главному режиссеру Театра им. К. Станиславского Борису Львову-Анохину. Постановщик связался с артистом и пригласил его на прослушивание.
Так начался новый этап в творческой биографии Герогия Буркова. Надо сказать, что пермяк едва не погубил свою карьеру, что называется, «на взлете». Известно, что в день дебюта он не смог выйти на сцену. Причина была банальна – накануне артист приятно провел время в теплой дружеской компании. Но режиссер дал ему еще один шанс, выплачивая зарплату из своего кармана до тех пор, пока в труппе не появилась свободная ставка.
В 1970-1971 гг. Бурков играл в «Современнике», в 1980-1984 гг. – во МХАТе. Об истинной причине ухода актера рассказала его жена. По ее словам, накануне зарубежных гастролей одна из коллег обратилась к артисту с просьбой вести себя за границей «прилично», поскольку за него поручились перед партийным руководством. Недолго думая, Георгий Иванович уволился. Позже в одном из своих дневников Георгий Бурков написал:
Никогда коммунисты не представляли интересы рабочего класса. Никогда! В основном это осколки и неудачники из всех слоев русского общества. Они истребили основу — крестьянство и интеллигенцию. Теперь их можно уговорить, умолить уйти с исторической сцены…
В 1984-1987 гг. он играл в театре им. А. С. Пушкина, в 1987-1988 гг. - во МХАТе им. М. Горького (под руководством Татьяны Дорониной). В 1980 г. удостоен звания «заслуженный артист РСФР».
Центр культуры имени Василия Шукшина
Многим известно о том, что Георгий Бурков был близким другом Василия Шукшина. Вместе они мечтали о создании собственного театра. Друзья планировали назвать свое детище «Русский народный театр». Сказка «До третьих петухов» была написана В. Шукшиным по просьбе Буркова и при его непосредственном участии для дебютной режиссерской постановки. Бурков также выступил соавтором сценария документального фильма «Василий Шукшин. Посмотри в глаза мне» (1989).
Именно Георгий Иванович первым обнаружил тело Шукшина в день его смерти. Бурков писал в своем дневнике:
Шукшин оказал на меня огромное духовное влияние. Общение, дружба с ним стали для меня переломным моментом в жизни. Он заставлял серьезней и ответственней относиться к тому, чем занимаешься, торопил жить, заразил ощущением, что нет времени ждать, отсиживаться.
В 1988 году он стал художественным руководителем в Центре культуры имени Василия Шукшина, планировал создать при нем актерскую школу и театр.
Георгий Бурков: фильмы
В продолжение своей яркой творческой карьеры Буркову удалось сняться более чем в семидесяти картинах самых различных жанров — в детективах, комедиях, психологических драмах и т.д.
Его дебютной работой в кино была эпизодическая роль в фильме «Зося» (1966, реж. М. Богин). Во второй кинокартине «Хмырь» (1966, реж. С. Повэров), созданной по одноименному произведению Шукшина, партнершей Буркова была блистательная Наталья Гундарева. Первой значимой работой Георгия Ивановича стала роль Пети- ретушера в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1967).
В 1968-м артист начал сотрудничество с сатирическим художественным киножурналом «Фитиль», в котором он снялся в более чем в 20 выпусках, перевоплотившись в самые различные образы — от электрика до следователя. В 1971-м на экранах появилась драма С. Соловьева «Егор Булычев и другие», снятая по одноименной пьесе Максима Горького, в которой рассказывалось о становлении советской власти. Георгия Буркова зрители увидели в ней в роли Алексея.
Фраза, произнесенная персонажем Буркова Федором Федоровичем Федяевым, начальником Мячикова, в комедии Э. Рязанова «Старики-разбойники» (1971), стала поистине крылатой:
Ерунда, бандитская пуля!
Лучшими многие критики считают роли, сыгранные Георгием Бурковым в фильмах его друга Василия Шукшина. Так, в «Печках-лавочках» (1972) артист создал образ «конструктора» Виктора, в «Калине красной» - перевоплотился в безжалостного убийцу Губошлепа. В 1974-м картина вышла в абсолютные лидеры советского проката (ее просмотрели 62,5 млн зрителей).
В эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975) Бурков выступил в роли участника Сталинградской битвы рядового Александра Копытовского. Картина была удостоена Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
В этом же году зрители восторженно встретили Буркова в запоминающейся эпизодической роли «самого сообразительного» школьного товарища главного героя в комедии Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» В этой картине артист предстал в компании таких звезд, как А. Беляев, А. Мягков и А. Ширвиндт. Более тридцати лет комедия не сходит с экранов, соревнуясь в популярности со своим сиквелом, созданным Т. Бекмамбетовым в 2007-м.
Спустя время режиссером Василием Ордынским была завершена работа над экранизацией эпопеи А. Толстого «Хождение по мукам» (1977). Зритель знакомится с историей семьи интеллигентов, жизнь которых изменилась в ходе революции и Гражданской войны. Георгию Буркову, сыгравшему в картине Сапожкова, довелось поработать на одной площадке с Ириной Алферовой и Юрием Соломиным.
В этом же году в фильме «Так начиналась легенда» (реж. Б. Григорьев) артист сыграл роль отца Юрия Гагарина.
Нельзя не упомянуть об участии Буркова в картинах:
- «Служебный роман» (1977, реж. Э. Рязанов), в которой он сыграл роль завхоза Жоры.
- «Нос» (1977, реж. Р. Быков), в которой артист создал образ квартального надзирателя.
- «Мужчины и женщины» (1979, реж. Соня Алибекова), в которой его партнерами по съемочной площадке стали Маргарита Терехова и Валентин Гафт.
- «Гараж» (1979, реж. Э. Рязанов), в которой артист сыграл роль техника НИИ Фетисова.
- «Жестокий романс» (1984, реж. Э. Рязанов). Картина представляет собой экранизацию пьесы А. Островского «Бесприданница».
- «Гостья из будущего» (1984, реж. П. Арсенов). Детский научно-фантастический мини-сериал, в основу сюжета которого легла опубликованная в 1978-м повесть советского писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Бурков сыграл в этом фильме роль Алика Борисовича, врача.
- «Борис Годунов» (1986, реж. С. Бондарчук). Экранизация одноименной трагедии Александра Пушкина, в которой мастер создал образ Варлаама. Картина оказалась последним произведением С. Бондарчука, вышедшим на экраны при жизни режиссера.
Одним из последних проектов в кинокарьере Георгия Буркова стала работа над ролью Евгения Евгеньевича Крайникова, главы преступной организации, в детективе «Убийство свидетеля» (1990, реж. Э. Гаврилов), снятом по мотивам повести Ю. Маслова «Каракурт».
О личной жизни
Со своей будущей женой артист познакомился во время работы в Театре им. Станиславского. Несмотря на неодобрение родителей и большую разницу в возрасте (Буркову было 32, а его избраннице, актрисе Татьяне Ухаровой, всего 19), в 1965-м они поженились.
Спустя год в молодой семье родилась дочь Мария. По воспоминаниям супруги, Георгий Иванович был однолюбом, верным мужем и образцовым семьянином. Над их отношениями никогда не нависала тень подозрения в измене. Дочь Георгия Буркова выбрала профессию родителей и стала актрисой.
Смерть
В 1990-м, во время подготовки к роли президента в комедии Э. Рязанова «Небеса обетованные», артист неосторожно потянулся за книгой и, упав, сломал бедро. Перелом вызвал отрыв тромба. Пациент перенес операцию и даже пошел на поправку. Однако вскоре его самочувствие значительно ухудшилось. 19 июля 1990 г. у 58-летнего артиста остановилось сердце. Причиной смерти Георгия Буркова стала тромбоэмболия. Заслуженный артист похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
«Хроника сердца»
После смерти Георгия Ивановича Буркова его вдова издала дневники мастера в виде книги «Хроника сердца», дополнив ее фотографиями из семейного архива. Татьяна Сергеевна в предисловии вспоминала:
У него была страсть писать, это еще с детства. Он записывал все, что видел, о чем думал, мечтал и пр.
С ним было интересно всем — и режиссерам, и рабочим сцены. Удивительная врожденная интеллигентность не позволяла ему обидеть собеседника. Он никогда не пристраивался к людям сверху. Уважал людей...
Тот факт, что его не приняли в театральный вуз в Москве, послужил к получению еще более серьезного образования. Он получил прекрасное самообразование, не выходил из библиотеки в Перми. Сам собрал хорошую библиотеку. Надо сказать, что в Москву он приехал гораздо образованнее многих окружающих его людей...
Жора не вступал в партию, совершенно не умел разговаривать с официальными людьми, включая директора театра. Много играл, но никто не говорил о звании, о квартире. Впрочем, он тоже не говорил. Но я думаю, что мысли об этом нередко становились причинами срывов…
В дневниках Георгия Ивановича отразились его мучительные поиски ответов на глубокие философские вопросы, размышления о смысле жизни. В какой-то момент выдающий артист сознался дневнику в бессилии понять самого себя:
Я родился, жил и умер, так и не догадавшись ради чего...
И все же среди его записей есть слова, которые наиболее емко представляют личность актера и его жизненное и творческое кредо:
В донкихотстве вижу смысл жизни человека. Самое прекрасное в человеке — стремление сделать что-то необыкновенное...
Стоит заметить, что дочь не одобрила включения в издание некоторых шуток отца, которые читателями, не знающими всей подноготной, могли оказаться не понятыми, а также упоминания о хронической алкогольной зависимости отца.