Вспоминаем Татьяну Лиознову: «В этом фильме нет ни одной лишней паузы…»

Каждую свою картину она пестовала, словно ребенка. В поисках подходящего киносценария Народная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых Татьяна Лиознова готова была подолгу обходиться без работы и денег. Ей всегда удавалось попасть «в самую точку» и подарить зрителям очередной шедевр. Фильмы Татьяны Лиозновой многие с удовольствием пересматривают по сей день, вспоминая ее как выдающегося режиссера и великую женщину. Самую большую известность мастер получила благодаря созданию картины «Семнадцать мгновений весны», ставшей мега-популярной в советские годы и до сегодня не утратившей любви зрителей. 20 июля исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Михайловны Лиозновой. В нашей статье мы расскажем о ее жизни и творчестве.

Татьяна Лиознова, биография: детство

Будущая знаменитость родилась 20.07.1924 года в Москве в еврейской семье. Ее отец, Моисей Александрович Лиознов, был по профессии инженером-экономистом. В самом начале Великой Отечественной войны он погиб (по некоторым данным, пропал без вести) в народном ополчении. Что касается матери Татьяны Лиозновой, «Википедия» рассказывает, что она до войны работала на большом предприятии экономистом. Другие источники утверждают, что за плечами Иды Израилевны Лиозновой – три класса образования. Так или иначе, после смерти супруга она больше не вышла замуж и растила дочь одна, оказывая на нее огромное влияние, в том числе и на выбор профессии.

Позже Татьяна Лиознова вспоминала:

Вечерами мама подолгу замирала перед стареньким нашим телевизором и всегда с такими глазами, будто ждала чуда! И я думала: «Это что же надо показывать, чтобы люди так смотрели?

Известно, что в ранние годы будущий режиссер отличалась абсолютным музыкальным слухом и даже планировала научиться игре на скрипке. Однако вскоре разочаровалась, когда взяла не ту ноту и услышала ужасное звучание инструмента.

В детстве у Татьяны Лиозновой проявился интерес к режиссерской профессии. Как-то во время отдыха в пионерском лагере она подошла к приехавшему к детям знаменитому артисту Юрию Любимову и попросила его помочь в организации театрального кружка. Девочка сыграла главную роль в первой постановке «Детство маршала».

Впоследствии, когда дочь стала кинорежиссером, мать внимательно следила за ее успехами. Она пересмотрела все фильмы Татьяны Лиозновой, вырезала из газет рецензии, нередко присутствовала на съемочной площадке.

Учеба

Окончив школу, Татьяна Лиознова в течение одного семестра обучалась в Московском авиационном институте. В 1943-м она стала студенткой ВГИКа, где ее преподавателями были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Однако в конце пробного семестра ее отчислили за профнепригодность: по мнению педагогов, для занятия профессией режиссера девушка была слишком молодой и неопытной.

Татьяна Лиознова созналась в одном из своих интервью, что поначалу она долго плакала, а затем приняла решение не сдаваться. Девушка собрала всех отчисленных студентов, скомпоновав из них актерскую труппу, и поставила с ними спектакль «На полустанке», после чего все были приняты обратно.

В 1949-м Татьяна Михайловна окончила обучение во ВГИКе, ее курсовой работой стала постановка «Кармен» по новелле Мериме. Танец Кармен, поставленный ею, впоследствии вошел в картину «Молодая гвардия», снятую по роману А. Фадеева, в качестве танца Любки. Лиознова помогала Сергею Герасимову при постановке спектакля в Театре киноактера, а также на съемках фильма.

Начало карьеры

По окончании ВГИКа Татьяна Лиознова была распределена на киностудию им. М. Горького. Молодой режиссер была сразу же уволена, по объяснению ее самой - «из-за национальности»: с 1947 г. в стране проводилась кампания, направленная на борьбу с «безродным космополитизмом» и антисемитизмом. В течение нескольких лет Лиозновой довелось вместе с матерью кроить и шить одежду. На съемочной площадке она бралась за любую работу: ассистировала режиссерам (Б. Бунееву, С. Ростоцкому), отвечала за монтаж и свет. Во многом ее поддерживал Сергей Герасимов, приглашая к себе в качестве помощницы.

Какое-то время Лиознова работала в «Литературной газете». В 1952-м в театре им. Вахтангова вместе с С. Герасимовым и С. Самсоновым работала над постановкой «Седая девушка» по пьесе Дин Ни и Хэ Цзинчи.

Совместно с Владимиром Беляевым ею были написаны две пьесы по мотивам корейских и китайских народных сказок. В Московском ТЮЗе Лиознова поставила пьесу «Голубая звезда», в которой играл малоизвестный в те годы Ролан Быков.

В 1953-м молодого режиссера восстановили на киностудии. Здесь на посту художественного руководителя ТПО юношеских фильмов проработала до 1982 г.

Татьяна Лиознова: фильмы

В 1958-м по сценарию С. Герасимова и Т. Макаровой она сняла свою дебютную картину - «Память сердца», в которой главную женскую роль исполнила Тамара Макарова. В 1961году вышел фильм «Евдокия» по повести Веры Пановой.

В 1963-м Лиознова получила свою первую награду – ее художественная лента «Им покоряется небо», посвященная погибшим летчикам-испытателям, на Международном фестивале астронавтических и авиационных фильмов (Довиль, Франция) была удостоена первого приза «Золотое крыло».

В 1965-м в сотрудничестве с оператором-постановщиком П. Катаевым режиссер сняла фильм «Рано утром» по повести В. Пановой.

В 1967 году вышел один из самых знаменитых фильмов Татьяны Лиозновой - «Три тополя на Плющихе», в котором главные роли исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов.

Картина удостоилась первой премии на Международном фестивале в Аргентине

За реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность.

«Семнадцать мгновений весны»

В 1973 году на экраны вышел 12-серийный телевизионный фильм о советском разведчике, ставший поистине легендарным. Для этой картины Лиозновой пришлось довольно долго подыскивать исполнителя главной роли, пока, наконец, она не остановила свой выбор на Вячеславе Тихонове.

По воспоминаниям актеров, которые у нее снимались, работать с режиссером Татьяной Лиозновой было довольно непросто. Она требовала, чтобы в съемочном павильоне была полная тишина и все пристально внимали тому, что говорит и делает режиссер. Отвлекаться от съемок, а тем более не выучить роль, было строжайше запрещено. Леонид Броневой, исполнитель роли Мюллера, так отзывался о Татьяне Михайловне :

Канцлер Бисмарк, дрессировщица. Иногда думал: ну его, все брошу! - разворачивался, доходил до двери павильона... И вдруг слышал вслед: «Мотор! Вот таким ты мне и нужен, на грани эмоций!

Ею все продумывалось до мелочей. Вячеслава Тихонова она измучила многочисленными длительными паузами, утверждая:

В этом фильме нет ни одной лишней паузы.

На вопрос актера:

О чем я буду так долго молчать с сосредоточенным лицом? -

режиссер парировала:

А ты вспоминай таблицу умножения!

В историю кино вошла знаменитая 6-минутная сцена встречи разведчика с женой. Следует заметить, что когда Лиознова утвердила молодую актрису Элеонору Шашкову на эту роль, она не предупредила ее, в чем именно будет заключаться ее работа.

Дайте хотя бы слова выучить!

– попросила актриса.

Иди спать, в твоей сцене нет слов, -

ответила режиссер.

Кстати, в романе Юлиана Семенова «Позиция», по мотивам которого снят сериал, сцена свидания в кабачке отсутствует. Татьяна Михайловна придумала ее сама, исходя из своего опыта общения с разведчиками.

Режиссер так объяснила выбор названия картины:

Я решила, что рассмотрю семнадцать дней на фоне происходящей весной сорок пятого борьбы, в рамках которых расскажу пусть о мгновеньях, пусть о часах, пусть о событиях в жизни Исаева.

Работа над мини-сериалом продолжалась в течение трех лет. После премьеры ленту признали киношедевром. Известно, что среди поклонников картины был Генеральный секретарь КПСС Л. И. Брежнев, который во время первого показа не пропустил ни одной серии.

Олег Табаков выразил свое отношение к этой работе Лиозновой такими словами:

Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками. Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир. И в этом объективном взгляде неоспоримая заслуга Татьяны Лиозновой — выдающегося мастера российского экрана.

За эту работу режиссер была награждена орденом Октябрьской революции. Фильм стал мега-популярным, его регулярно до сих пор транслируют по ТВ. Имена многих персонажей мини-сериала воспроизведены во многочисленных анекдотах.

Продолжение карьеры

После выхода «Семнадцати мгновений» Лиознова в течение шести лет ничего не снимала, занимаясь преподаванием во ВГИКе.

В 1980-м вышел ее двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся», снятый по одноименной пьесе А. Гельмана.

В 1981-м публике была представлена комедийная музыкальная мелодрама «Карнавал», главную роль в которой исполнила Ирина Муравьева. Музыку к фильму написал Максим Дунаевский. Его песня на стихи Роберта Рождественского «Позвони мне, позвони» стала хитом. Этот фильм режиссер называла самой автобиографичной из своих работ.

Ведь сама автор, подобно героине картины, когда-то в юности вынуждена была преодолеть море трудностей на пути к своей мечте.

Это отношения с матерью мои. Тяга ее к отцу и то, как они друг друга любят. Там есть два куска, где они вместе хохочут — я это очень дорого ценю, что я это придумала, что они захохотали тут. Радостно оба хохотали — это, наверное, то, чего мне не хватало в жизни. Я была лишена общения в семье: мужчин всех поубивали, остались одни бабы, -

рассказывала режиссер.

Последним фильмом Лиозновой стал «Конец света с последующим симпозиумом», выпущенный в 1987-м. Он был показан всего однажды: ввиду начавшихся в стране перемен, телередакции не проявляли больше интереса к пропагандистскому антиамериканскому фильму, поэтому его отправили на полку.

Ее взгляды

Татьяна Лиознова была членом АКСО (Антисионистского комитета советской общественности), членом Союза кинематографистов СССР. Отрицательно отзывалась о распаде Советского союза. Потеря государством его былой силы и власти стала для Лиозновой «самой большой болью» ее души.

Награды

За свою выдающуюся деятельность и вклад в развитие отечественного кино Татьяна Михайловна Лиознова удостоена многих престижных наград и званий. Летом 2000 года на «Кинотавре» в Сочи ей был вручен специальный приз Президента РФ.

О личном

Личная жизнь Татьяны Лиозновой была подчинена работе и уходу за матерью. Выдающийся режиссер никогда не была замужем и не имела своих детей.

Известно, что за ней пытались ухаживать К. Симонов, А. Гомиашвили, С. Ростоцкий.

Несколько лет Татьяна Михайловна встречалась с заместителем председателя Совета министров СССР В. Кириллиным, однако эти отношения не закончились замужеством. Всю свою жизнь Лиознова прожила с мамой, после смерти отца единственным для нее родным человеком.

Она удочерила и воспитала дочь своего погибшего друга Василия Конашенко. Людмила Лисина оставалась с приемной (названной) матерью во время ее болезни и до самой кончины.

В преклонном возрасте Татьяна Михайловна тяжело болела, перенесла сложную операцию, с трудом передвигалась. Умирала в сознании. Последними словами этой выдающейся женщины были:

Я ухожу. Я все знаю. Помолимся...

Татьяна Лиознова умерла 29 сентября 2011 года в Москве.

Комментарии