“Предел творчества - в создании вселенных, куда ты можешь убегать”: Марк Эйдельштейн о “Сто лет тому вперед”, романтике и авторском кино

Марк Эйдельштейн – молодой талантливый актер, который быстро завоевал сердца зрителей. Получивший "Золотую пальму" в Каннах за роль в картине "Анора", он называет себя генетически театральным человеком. Выросший в семье педагога по сценической речи, молодой артист с раннего детства проявлял интерес к искусству, посещая музыкальную школу. А потом бросил ее, заявив, что потакал желаниям родителей, а не своим.

В 2020 году он поступил в Школу-студию МХАТ на курс Брусникиной и Щедрина. Затем дебютировал на Новой сцене МХТ имени Чехова, сыграв Иисуса Христа в постановке Аллы Сигаловой. Марк работал моделью, сотрудничал с Гошей Рубчинским, а сейчас активно снимается, говоря, что хочет удивить публику. "Русский Тимоти Шаламе" увлекается рэпом, пишет музыку и даже пробует себя в качестве сценариста.

Конфликт с руководством Школы-студии МХАТ

Марк вспоминает, что популярность к нему пришла после съемок в драме «Страна Саша», премьера которой состоялась на Берлинале в 2022 году. Затем снялся в фильме о подростках «Шестнадцать +» и в сериале «Фарма», после чего проснулся по-настоящему знаменитым.

Эйдельштейн говорит, что, с одной стороны, это был настоящий успех, а с другой – один из самых сложных периодов в его карьере: у него произошел конфликт с руководством Школы-студии МХАТ на четвертом курсе. Будучи уже востребованным молодым актером, снимавшимся в кино, Марк столкнулся с угрозой отчисления из-за большого количества пропусков.

Эйдельштейн осознавал, что его актерский путь отличался от стандартной студенческой траектории: съемки в кино и театральные проекты поглотили его настолько, что он потерял связь с реальностью происходящего вокруг. "Я отлетел от самого себя, забыл, кто я, чем занимаюсь и где мои настоящие ценности. Мир вокруг меня кружился, и я просто не понимал, что происходит" – так описывает свое состояние юная звезда.

Отчисление, которое не произошло

Ситуация усугубилась, когда Эйдельштейн отправился работать над фильмом "Анора" режиссера Шона Бейкера в США. Когда он вернулся в столицу, до окончания учебы оставались считаные месяцы, и его вызвали к руководству, сообщив об отчислении.

"Это стало для меня настоящим шоком. Я написал объяснительную, пытаясь оправдаться, но мне кажется, что это была полная чушь. Потому что я действительно не мог пропустить столько занятий, даже работая в кино", – уверяет Марк. Однако, к счастью для актера, его мастера – Марина Станиславовна и Сергей Алексеевич – встали на его защиту. Они понимали, что амбиции и успех Эйдельштейна идут вразрез с академической программой, но при этом видели в нем огромный потенциал.

"Сергей Алексеевич сказал, что их задача – не сделать из нас актеров, а сделать из нас людей. И это стало для меня настоящим озарением. Я начал понимать, что Школа-студия и мастерская Брусникиной и Щедрина преследуют разные цели", – рассказывает Эйдельштейн.

Путь к славе и связь с реальностью

После этого инцидента он стал более осознанно относиться к своей профессии, научившись балансировать между творческими амбициями и академическими требованиями.

Сегодня Марк – востребованный артист, снимающийся как в кино, так и в сериалах. Его работы отмечены критиками и любимы зрителями. Однако, как признается сам Эйдельштейн, слава и успех не все, чему научила его актерская профессия.

"Самое главное, что я понял, – это необходимость оставаться здесь и сейчас. Работа в кино настолько поглощает тебя, что ты можешь совершенно потерять связь с реальностью. Поэтому очень важно регулярно опускаться на землю и осознавать, кто ты и зачем ты здесь",– рассуждает он.

Первый опыт и закалка актерского мастерства

Одним из переломных моментов в карьере молодого актера является его работа над фильмом "Первый снег" режиссера Наталии Кончаловской. По его признанию, сам процесс проб и утверждения на роль стал для него настоящим откровением. "Наташа была невероятно аккуратна и бережна с нами, ведь для многих это был первый серьезный опыт в большом кино. И она понимала, насколько хрупки и уязвимы начинающие актеры в такие моменты", – говорит он.

Эйдельштейн сравнивает первый полнометражный фильм с первым любовным опытом: он должен быть мягким, чтобы не травмировать актера. И Наташе Кончаловской, по его мнению, это удалось прекрасно.

Одной из самых сложных вещей в актерской профессии Марк считает умение справляться с собой во время проб и съемок. Ведь любое, даже незначительное, неудобство или критика со стороны режиссера могут серьезно ранить молодого артиста.

"Я знаю, что многие мои сверстники-актеры просто ломаются, получив первый негативный отзыв. Потому что мы очень хрупкие. И режиссеры порой даже не понимают, насколько могут ранить нас своими словами", – считает Эйдельштейн.

Авторское кино

Марк уверен: авторское кино – сложный материал для публики, привыкшей потреблять развлекательный контент. Так, он размышляет о работах Ромы Михайлова – режиссера, который создает фильмы, не очень понятные широкой аудитории. И у зрителей возникают сложности с пониманием многослойности в авторском кино.

Актер делает вывод, что изменение восприятия зрителями таких работ – очень долгий процесс.

Вселенная картины "Сто лет тому вперед"

Марк, снявшийся в фантастической ленте, говорит, что самое интересное – это создание новых вселенных, которые отвечают разным запросам публики. "Сто лет тому вперед" – это всеобъемлющая вселенная, дающая ответы на вопросы – базовые и конкретные. Зритель заходит и берет все, что хочет, и в этом есть прелесть киноискусства.

Фильм, где он сыграл школьника Колю Герасимова, полон глубокого смысла и открытых для интерпретаций символов. “Предел творчества в создании вселенных, куда ты можешь убегать", – говорит актер.

Правда, он добавляет, что вселенные авторского кино гораздо глубже, и там не нужны визуальные составляющие, как в "Сто лет тому вперед".

Не романтизация, а внутренняя правда

Эйдельштейн считает, что для настоящего художника куда важнее не романтика, а поиск правды и стремление сделать мир лучше. По его мнению, главное – не обманывать себя и окружающих своим творчеством.

Марк упоминает, что во время съемок "Смычка" встретил загадочного незнакомца, который помог ему понять, что истинная ценность искусства заключается не в романтике, а в способности преображать реальность, не разрушая, а созидая. И этот опыт стал для него настоящим откровением. А потом артист узнал, что с ним говорил сам Сокуров.

А в целом актер настроен критически, считая, что романтизация - это излишне упрощенное и обманчивое понятие, которым часто пытаются манипулировать. Вместо этого он призывает ориентироваться на внутреннюю правду.

Востребованный актер признается, что порой ему непросто балансировать между собственными творческими амбициями и требованиями индустрии. "Иногда хочется радикально порвать с конформизмом и сделать что-то совершенно новое", – горячится он, пытаясь сделать мир чуточку лучше.

Комментарии