Он истратил все свое состояние на создание сельских школ, но его имя было забыто на долгие десятилетия: российские народные школы Рачинского

К сожалению, сегодня в России мало кто помнит замечательного человека и талантливого педагога Сергея Александровича Рачинского. Являясь профессором Московского университета и членом-корреспондентом Петербургской академии наук, Сергей Александрович уехал из Москвы в свою деревню, где открыл школу для крестьянских детей и посвятил всю свою жизнь их обучению.

Жизненный путь

Родился Сергей Рачинский 2 мая 1833 года по старому стилю. Родителями его были польские дворяне из обрусевшего после получения земель в России рода. Имение семьи находилось в Бельском уезде, в селе Татево.

В детстве Сергея Александровича окружали самые образованные люди того времени. Мальчик получил прекрасное воспитание, занимался музыкой, знал несколько иностранных языков, умел рисовать. Помимо образованности, характерной чертой семьи будущего педагога была набожность. От матери Сергей Рачинский унаследовал глубокую, искреннюю веру.

В 16 лет Сергей Рачинский поступил в Московский университет, где учился на физико-математическом факультете. После окончания университета Рачинский уехал в Германию, где занялся ботаникой. Позднее в Московском университете Рачинский руководил кафедрой физиологии растений. В возрасте 24 лет он получил ученую степень, став доктором ботаники.

Уже во время своей работы в университете Рачинский начал оказывать материальную помощь талантливым студентам. К примеру, вместе с братом на собственные деньги они отправили учиться за границу студента А. Г. Столетова, будущего известного физика.

Нездоровая атмосфера в университете

Светская жизнь в Москве претила набожному и серьезному профессору. К тому же в самом Московском университете обстановка в те годы сложилась не слишком здоровая. Воспользовавшись тем, что в 1867 году в университете разразился скандал, связанный с выборами декана, Рачинский оставил службу, а еще через несколько лет уехал в родное село Татево.

Деревенская школа

Однажды, прогуливаясь в старинном парке, окружавшем его усадьбу, математик и ботаник Рачинский случайно заглянул в местную деревенскую школу. Урок преподавателя арифметики показался ему скучным и не слишком информативным. Рачинский решил сам провести урок, сделав его очень познавательным и интересным для крестьянских детей.

Преподавать детям из народа Рачинскому очень понравилось. Профессор нашел свое призвание. В последующем он выстроил в имении деревянную школу с общежитием. По-сути Рачинский создал таким образом первую в России школу-интернат.

Раньше, отправляя ребенка в школу, родители вынуждены были снимать ему квартиру. Школьник оставался, по сути, предоставленным самому себе. Разумеется, это негативно сказывалось на обучении.

Распорядок дня и уроки

В первую очередь для своих учеников Рачинский разработал наиболее подходящий распорядок дня. В течение дня у учеников чередовались не слишком длинные периоды обучения и работ по хозяйству. Рачинский считал, что отдых в виде физического труда способствует повышению концентрации внимания крестьянских детей на уроках.

В школе Рачинского помимо церковнославянского и русского языков, арифметики и геометрии преподавались такие науки, как зоология, ботаника, география, черчение, рисование. В старших классах ученики изучали историю, физику, естествознание. Помимо этого в школе проводились и практические занятия, на которых ученики могли получить одну из востребованных в то время профессий — вышивальщицы, плотника, столяра, швеи, пчеловода и пр.

Талантливые выпускники

Помимо Рачинского в школе преподавали еще несколько учителей. Если профессор замечал в каком-либо из своих учеников талант в определенной сфере, он делал все возможное для того, чтобы максимально развить его.

Самым знаменитым учеником из школы профессора стал бывший пастушок, художник Богданов-Бельский, картину которого можно видеть выше. Также из стен школы Рачинского выпустились духовный наставник царской семьи, протеирей А. П. Васильев, педагог Н. С. Третьяков и другие талантливые люди, внесшие свой вклад в науку и культуру России.

Комментарии