Сильная и глубокая история с убедительными диалогами: премьера драмы “Край надломленной луны” (+ трейлер)

В начале ноября в прокат вышла картина "Край надломленной луны", являющаяся дебютом режиссера Светланы Самошиной в полном метре. Она получила главный приз на 45 международном кинофоруме в Москве в номинации "Русские премьеры". Фокус этой семейной драмы сосредоточен на сложных отношениях и боли трех поколений женщин.

В роли абьюзивной матери выступила Виктория Толстоганова, ее дочерей - старшую Сашу и младшую Соню - сыграли Анна Шепелева и Маша Лобанова соответственно. Образ бабушки воплотила Эра Зиганшина. Это эпизодический персонаж, обозначившийся лишь в начале картины, резко осуждающий дочь за то, что та не научилась пониманию своих детей.

По мнению кинокритика Елена Зархиной, диалоги, написанные сценаристом Натальей Мещаниновой, являются весьма убедительными, делающими историю сильной и глубокой.

На первом месте разговоры, а не события

В картине прослеживается четкая взаимосвязь между прошлым и настоящим членов семьи. Сегодня в российском кинематографе наблюдается тренд на драмы, посвященные непростым отношением матерей с дочерьми. Светлана Самошина в своем фильме углубилась в эту важную тему.

Критики характеризуют ее авторский метод как обнажение сложной гаммы чувств персонажей. Они испытывают эти чувства здесь и сейчас. Именно в этом - сердце всей истории. В ней разговоры о наболевшем являются куда более важными, нежели события. При этом зрителю предлагается окунуться именно в женскую историю, тогда как мужчины находятся на периферии повествования.

Соня узнает правду об отце

По сюжету Соня, находящаяся в подростковом возрасте, неожиданно сбегает из дома. Мать со старшей сестрой бросаются на ее поиски. Соню находят под Петербургом, на принадлежащей семье заброшенной даче. Дом залит водой, и девочка пережидает потоп у соседей. Приехавшие на дачу мать и сестра хотят забрать Соню домой, но та начинает бунтовать, запираясь в чужой ванне и отказываясь выходить из нее.

Как выясняется, причиной тому - известие, что ее отца, музыканта, уже нет в живых. Об этом ей рассказала родительница, которая ранее скрывала этот факт. Тяжело переживая утрату, девочка делает попытку приобретения новой точки опоры в мире, где отец не находился рядом, но она все же надеялась обрести его любовь. Зритель понимает, что эта история вовсе не проста.

Отказываясь возвращаться домой, Соня хочет спасти старый дом и восстановить его. Женщины вынужденно задерживаются в поселке и пробуют разрешить конфликт в семействе, который сильно затянулся. Мать объясняет Соне, почему говорила ей неправду об отце.

Передача душевных травм

Хотя мужчина и является источником тревог и проблем, три поколения женщин самостоятельно доходят до эмоционального взрыва. Их семье свойственна передача душевных травм от одного поколения к другому. Бабушка ругает мать сбежавшей девочки, при этом нисколько не стесняется в выражениях. Она говорит: "Для чего ты, вообще, рожала, если у тебя теперь все вот так?"

А ее дочь проецирует собственную боль на свою старшую наследницу, Сашу. Та достигла успеха в журналистике, но ее личная жизнь не сложилась. Профессия Саши - говорить о чужих проблемах, но она не в силах описать свои чувства.

Мать-филолог, как и ее родительница, не стремится подбирать выражения, донимая свою тридцатилетнюю дочь. Она критикует и ее внешний вид, и ее поведение. Мать говорит, что Александра выглядит неблагополучно и ведет себя отталкивающе, что ей необходимо меняться.

Саша осталась неприкаянным ребенком

Кинокритик Мария Ракитина считает, что эти слова свидетельствуют о нежелании женщины признать ошибки, чтобы сделать шаг навстречу ребенку, уже ставшему взрослым. В детстве мать отдала Сашу на попечение бабушки и практически забыла о ее существовании на целых семь лет. А потом так и не увидела в ней личность, а лишь стала указывать на ее несовершенства.

По сути, Александра так и осталась неприкаянным маленьким ребенком, который нуждается в душевном тепле и домашнем уюте. Об этом свидетельствует ее желание наладить отношения с Борисом, их добродушным соседом по даче.

Однако с Соней мать обращается бережно и во всем потакает ей. По всей вероятности, так она пытается искупить вину за то, что долго отсутствовала в жизни маленькой дочки. Ведь это гораздо проще - изображать идеальную родительницу, нежели повиниться в том, что ее поведение на протяжении многих лет было токсичным.

Старый дом как метафора семейного кризиса

В процессе разговора матери и дочерей не раз раздаются душераздирающие крики, которые свидетельствуют о глубоких психологических травмах, нанесенных дочерям авторитарной матерью, и о пагубных последствиях отсутствия взаимопонимания в семье.

Тем самым воспроизводится тот кошмар, который грозит всем, кто не хотел своевременно налаживать контакт с близкими. Зритель наблюдает круговорот взаимных обид и претензий, обнажающий щемяще честную реальность, в которую три героини помещены режиссером.

В старом доме, которой нуждается в восстановлении и заботе, Мария Ракитина усматривает точную метафору кризиса, присущего отношениям трех женщин. Преодолеть его можно, лишь полностью примирившись.

Но откачать из комнат воду - не так уж и трудно, тогда как уладить разногласия и залечить душевные травмы - очень сложно. Да и так ли уж нужны Александре вымученные извинения ее матери, которые так сильно запоздали. Ведь она уже давно не доверяет родительнице.

Мощная психологическая история

Хотя у Ракитиной и есть претензии к фильму с технической точки зрения, в то же время она видит плюс в некоторой его небрежности, которая придает ему естественности, западающей в душу. Критик отмечает и удачный творческий союз трех актрис, замечательно воплотивших идею сценариста и режиссера. Она называет эту психологическую историю мощной и хотела бы видеть что-то подобное в отечественно киноиндустрии.

Комментарии