Контроль за перегруженными фурами передадут Ространснадзору: что изменится
В российский КоАП внесены корректировки, одобренные Госдумой. Они увеличивают полномочия инспекторов Ространснадзора. И теперь сотрудники вправе заниматься делами, связанными с превышениями нормативной массы грузовых автомобилей и нагрузки на ось. И они уполномочены выписывать те или иные штрафы.
Смысл поправок
Корректировки внесены в статью 12.21.1. Законопроект (ФЗ №161) одобрили в первом чтении. И теперь и ГИБДД, и Ространснадзор, и таможня могут вести дела и выносить вердикты по фактам перегруженности.
Мотивы для проведения реформы следующие:
- В спектр функций МВД РФ не входит администрирование нарушений, связанных с перегрузами транспортных средств.
- Усиление контроля за соблюдением ПДД со стороны тяжеловесного и крупногабаритного транспорта.
Распределение работы
Оно между ведомствами получилось таким:
- Ространснадзор реализует свои полномочия, если его инспектор определили нарушение на пункте весогабаритного контроля транспорта (стационарном или передвижном).
- ГИБДД работает, когда перегруз зафиксирован автоматическими камерами.
- Юрисдикция таможни затрагивает международные автомобильные перевозки.
Вес, превосходящий норму, определяет объем штрафа для собственника грузовика. По установленным критериям это суммы в диапазоне 100 000 – 500 000 руб.
Ориентировочно поправки начнут действовать с 1 января следующего года. В самом Ространснадзоре планомерно готовится увеличения штата в связи с таким нововведением.
Неточности расчетов
По мнению специалистов, подобное распределение полномочий между организациями не решает ключевую дилемму. Она связана с функциональностью автоматических комплексов. Из-за этого водители получают выдуманные штрафы по причине перегруза.
Недовольства перевозчиков связаны с ошибками в работе специальных рамок. И на автоматических пунктах оборудование зачастую проводит некорректные измерения. Хотя на него имеются необходимые сертификаты.
И на конечные результаты влияют не только сама масса транспорта, но и такие факторы, как уклон на дорожном секторе, где поставлена рамка, и толщина асфальтового покрытия над датчиками.
Эти параметры не учитываются техникой, и часто шоферов, соблюдающих правила, штрафуют за перегруз. А нарушители, зная, что превышают имеющиеся нормы, стараются объехать обозначенные рамки.
Во многих случаях под санкции попадают водители, перевозящие наливные грузы, например жидкости в цистернах. Хоть в кузове и установлены внутренние ограждения, все равно происходит некоторое смещение. И одна из осей фуры пробивается, попадая на автоматические весы. В итоге система определяет перегруз.
На стандартных секторах весового контроля в подобной ситуации реализуется решающее взвешивание. И водитель способен дать доказательства отсутствия лишней массы. При аналогичных процессах на автоматических рамках, он лишается такой возможности.
Действия после измерений
Нередко штрафы с автоматических платформ поступают через некоторые периоды после прохождения фуры под рамкой. И тогда перевозчик не может доказать отсутствие нарушения. Машина могла разгрузиться и заполниться новым товаром.
Этот недоразумение может решить одна мера: около автоматических рамок монтировать площадки контрольного взвешивания. И в ситуации перегруза лишнюю массу можно сложить в другую машину или переставить ее в кузове для укладки в нормативы.
В большинстве случаем водители добивались аннулирования штрафов только после обращения в региональную прокуратуру. Яркий пример тому произошел в 2019 году в Свердловской области. Местная прокуратура отреагировала на многочисленные жалобы на работу одного комплекса и провела детальные проверки оборудования.
В итоге выяснилось, что здесь отображались некорректные результаты. Комплекс был на время закрыт, а более 400 выписанных штрафов аннулированы. Те, кто уже оплатил их, получил средства назад из областного бюджета.